19 июля 2017 - 14:37

Тимирязевский районный суд Москвы на выездном заседании в СИЗО «Матросская тишина» освободил из-под стражи инвалида 1 группы Антона Мамаева. Осужденный за разбой отпущен под подписку о невыезде.

«Суд на закрытом заседании рассмотрел обращение об изменении меры пресечения инвалиду Антону Мамаеву и постановил в связи с тяжелым заболеванием, препятствующим содержанию под стражей, изменить ему меру пресечения на подписку о невыезде и освободить в зале суда», — цитирует ТАСС слова члена Общественной наблюдательной комиссии Москвы Дениса Набиуллина.

Заседание суда проходило в закрытом режиме, поскольку на нем исследовалось медицинское заключение о состоянии здоровья, а это охраняемая законом тайна.

В конце июня текущего года Мамаев, страдающий спинальной атрофией мышц, был приговорен к четырем с половиной годам лишения свободы по обвинению в разбойном (с угрозой применения насилия) завладении мотороллером, который он собирался перепродать. Помогавший преступнику передвигаться на инвалидной коляске был признан соучастником разбоя и осужден на три года колонии.

После оглашения приговора его отправили в «Матросскую тишину». Там Антон Мамаев провел больше недели, затем его перевели в больницу для обследования. Врачебная комиссия установила у 28-летнего мужчины наличие детской спинальной мышечной амиотрофии — одного из тяжелых заболеваний, препятствующих тюремному заключению. Как отмечают правозащитники, Антон Мамаев не может себя обслуживать, при этом в следственном изоляторе нет медперсонала, способного оказывать ему регулярную помощь.

Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова посетила осужденного в больнице, а позднее направила в Мосгорсуд ходатайство о его освобождении в связи с тяжкой болезнью. Также омбудсмен подготовила законопроект об обязательном освобождении тяжелобольных осужденных из-под стражи.

Прокуратура сочла решение суда необоснованным, поскольку наказание было назначено без учета состояния здоровья и возможности отбывания заключения под стражей. И Тимирязевская межрайонная прокуратура, и адвокат поставили вопрос об отмене приговора.

Шота Горгадзе, адвокат, член Общественной палаты РФ:

«С одной стороны, я рад тому, что разум и логика восторжествовали, и человек в таком состоянии здоровья, как Антон Мамаев, не будет находиться в СИЗО. Но я не совсем рад тому, что добиться его освобождения из-под стражи удалось лишь с привлечением внимания общественности, и не благодаря работе судебной системы и системы исполнения наказаний, а благодаря вниманию средств массовой информации.

Об этой истории много рассказывал Владимир Соловьев, известный телерадиоведущий, который привлек внимание широкой общественности к делу Мамаева. И только тогда система начала работать правильно.

Мне очень хочется верить в то, что наконец-то мы начнем жить в мире, когда система будет априори, по умолчанию исходить из духа закона, а не его буквы. Пока, к сожалению, очень часто для победы разума над формализмом приходится взывать к помощи общества и СМИ, и лишь таким образом добиваться справедливости.

Что касается замечаний о том, что закон должен давать четкий перечень болезней, позволяющих освобождаться от отбывания срока в тюрьме, — такой закон существует, это все регламентировано. Следует ли расширить его? Безусловно, да.

Следует ли закрепить правоприменительную практику? Конечно, да. Но закон есть, у нас законы замечательные. Проблема в их исполнении».