Беглый директор иноагента ФБК Иван Жданов недавно заявил, что он вместе со своими коллегами-навальнистами обратился с жалобой в Европейский суд по правам человека по поводу иска о признании структуры блогера Навального экстремистской организацией. Примечательно, что ЕСПЧ выделил это обращение как приоритетное, в результате чего срок рассмотрения этого обращения значительно сократился.
Свое обращение беглые подчиненные блогера Навального подали на основании 39-го правила регламента ЕСПЧ. Предварительные судебные меры, предусмотренные этим правилом, применяются только в исключительных случаях, когда речь идет об угрозе жизни или о наступлении непоправимых последствий.
Стоит отметить, что в практике ЕСПЧ подобные меры применялись чаще всего для запрета экстрадиции или высылки заявителя, в результате которой его жизнь, здоровье, личная (семейная) жизнь могут подвергнуться серьезной опасности, говорится в регламенте. Очевидно, что в иске о признании иноагента ФБК экстремистской организацией таких рисков не сыскать.
Пункт 1 статьи 35 Европейской конвенции о защите прав человека гласит, что перед обращением с жалобой в Европейский суд по правам человека заявитель должен «исчерпать внутригосударственные (внутренние) средства правовой защиты» от какого-либо нарушения.
Несмотря на это, жалоба иноагента ФБК была подана еще до вынесения решения российским судом о признании организации экстремистской. Первое заседание прошло 17 мая. Рассмотрение дела перенесли на 9 июня. По сути, навальнисты пожаловались на еще не состоявшееся событие. В данной ситуации любое решение, вынесенное ЕСПЧ в поддержку навальнистов, будет являться прямым вмешательством в деятельность судебной системы России.
Подчеркнем, что Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника конвенции. Он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, а также не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия.
ЕСПЧ рассматривает только конкретные жалобы с целью установить, действительно ли были допущены нарушения требований конвенции.
При этом Европейский суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов. Таким образом, становится понятно, что подача жалобы в ЕСПЧ — это не столько попытка сохранить ФБК (признан иноагентом), сколько очередной способ беглой свиты Навального заработать. Ранее в организации блогера она уже неоднократно применялась. Только с 2014 по 2019 год Навальный, который сейчас отбывает тюремный срок за экономическое преступление получил по решениям ЕСПЧ более 200 тыс. евро.