06 мая 2016 - 13:08

Константин Ярошенко, отбывающий 20-летний тюремный срок в США, отказывается от дальнейших судебных тяжб и апелляций. Об этом говорится в его заявлении, опубликованном в газете «Известия».

Летчик пишет, что надеется на российское руководство и верит, что его смогут вернуть на родину. «Я не хочу умереть здесь, в тюрьме США. Но после того, как американский суд с таким неуважением отнесся к рассмотрению Amicus curiae (дружественной аргументации от имении России — “Известия”), я больше не верю в порядочность и законность американского правосудия», — поясняет свое решение Ярошенко. 

«После того, как суд, невзирая на исчерпывающие доказательства моей невиновности, применение пыток, похищение, принимает решение посадить меня на 20 лет, никто в США не пойдет против себя же. Надеяться на то, что в Верховном суде вынесут законное решение по моему делу, бесполезно. Здесь про демократию и права человека лучше всего забыть», — подчеркивает он в заявлении. 

Российский летчик напоминает об американской судье Шире Шейндлин. Недавно она заявила в одном из интервью, которое дала после выхода на пенсию, что вынесла чрезмерный и неадекватный приговор Виктору Буту (еще одному российскому гражданину) — 25 лет тюремного заключения.

Комментируя свое решение, она сказала следующее: «Я его не защищаю, но он является бизнесменом. Продажа оружия была его бизнесом. Он не был боевиком или террористом из “Аль-Каиды” (организация запрещена в России -прим.ред), намеревавшимся устроить взрыв где-нибудь в супермаркете и убить мирных людей. А они (организаторы ареста Бута — “Известия”) заманили его. Они предложили ему огромную сумму денег. Я приговорила его к минимально возможному сроку наказания из того, что вправе была сделать». После подобных высказываний Шейндлин в Москве заявили: «Это подтверждает наличие серьезных проблем в судебной системе США».

Между судебными решениями по делу Бута и Ярошенко неоднократно проводили параллель: первый осужден за обсуждение оружейной сделки, причем с американскими спецагентами, второй — за якобы намерение произвести перевозку наркотиков, часть которых должна была попасть в США. Источники «Известий» в российских дипломатических кругах подтвердили изданию, что не стоит надеяться на изменение приговора Ярошенко Верховным судом или по любой иной апелляции. Единственным способом вернуть летчика домой они назвали обмен на нужного американцам человека.

Ярошенко в 2011 году получил в США 20 лет тюрьмы, его обвинили в подготовке сговора с целью доставки крупной партии наркотиков на территорию Штатов. В Америку россиянина доставили из Либерии, где его арестовали 28 мая 2010 года. Наказание он отбывает в тюрьме в Форт-Диксе (штат Нью-Джерси).

Александр Ионов, президент «Антиглобалистского движения России»:

«Я занимаюсь проблемой Константина Ярошенко уже не первый год. И недавно я разговаривал с его родственниками и изучал amicus, подготовленный адвокатом летчика, который они представили в американский суд, где с точки зрения юриспруденции приведены достаточно весомые доказательства того, что Ярошенко и вменяемые ему обвинения не могут сходиться в рамках процессуального дела. По факту весь судебный процесс был разыгран американскими спецслужбами. При незаконном похищении нашего гражданина американские силовики или дипломаты не проинформировали Москву об этом, хотя определенная процедура для этого есть, и я напомню, что это официальная позиция МИД РФ. И процесс превратился целиком в политизированное шоу со стороны американского правосудия. Те агенты Минюста США, которые осуществляли его задержание и курировали дальнейшую судебную тяжбу, отправляют в суд своих представителей, которые постоянно повторяют, как мантру, одни и те же обвинения, представляют одни и те же “доказательства”. Но ни один нормальный суд не принял бы во внимание их аргументы. Любые апелляции, которые подает Ярошенко, отклоняются и очень вяло рассматриваются прокурором округа Нью-Йорк. Это связано именно с тем, что они прекрасно отдают себе отчет в том, что дело против Ярошенко не является делом против гражданского лица — это дело против России, как и дела других российских граждан, находящихся в застенках американских тюрем. 

Константин Ярошенко должен был сыграть роль пособника Виктора Бута, так как доказательств против Бута они не нашли. И Константин должен был эти доказательства сфабриковать. Но какой законопослушный и адекватный человек будет пытаться себя оклеветать, особенно перед правосудием другого государства? Естественно, Ярошенко на такую сделку не пошел, за что расплачивается своими лучшими годами и здоровьем. То давление, которое оказывается на него в тюрьме — беспрецедентное. Наших представителей туда не пускают, хотя мы не раз обращались и через Красный Крест, и через другие международные организации с призывом собрать комиссию представителей нашего Следственного комитета и врачей, чтобы установить истинные условия его содержания. Администрация тюрьмы Форт-Дикс всячески этому препятствует и искажает информацию о его здоровье. Мы из уст Константина узнаем о его физическом и моральном состоянии. Но для американского правосудия это нормально, когда к заключенным применяются методы физического и морального насилия. Недавно в таких условиях был замучен и погиб темнокожий глава “Освободительной армии США”. 

Поэтому я Константина Ярошенко полностью понимаю и поддерживаю. Российская сторона должна приложить максимум усилий для того, чтобы попытаться вызволить его и других наших граждан из чужой тюрьмы. Недавно мы помогли освободить американского агента из застенок Сирии — мы всегда очень активно содействуем всем государствам в рамках всех наших международных договоров и ни разу не нарушили нормы международного права. Можно найти у нас задержанных американцев, которых можно обменять на Ярошенко. Безусловно, пока то, как складывается ситуация, ничего хорошего Ярошенко не сулит. Дипломатия действует только там, где действуют законы и нормы международного права, а в отношении Константина Ярошенко законы попираются. Поэтому дипломатия в его случае не сработает».