


2 3ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»

Содержание
Введение

Формирование благоприятного информационного поля для осуществления 
государственного переворота 

Факты финансирования украинских СМИ в рамках подготовки реализации 
государственного переворота 2013-2014 гг.

Финансирование украинских СМИ во время активной фазы реализации
государственного переворота на Украине в 2013 - 2014 гг.

Легитимация государственного переворота в украинском информационном пространстве

Финансирование русскоязычных СМИ

Собственное русскоязычное вещание иностранных медиа компаний

Финансовая и «нематериальная» поддержка российских СМИ со стороны иностранных структур

Программы «нематериальной» поддержки российских СМИ

Финансирование российских журналистов иностранными структурами

Ангажированное освещение выборов в Государственную Думу 
со стороны российских НКО и средств массовой информации

Медиапроекты М. Ходорковского по дестабилизации политической ситуации 
 
Российская несистемная оппозиция привлекает западных политических консультантов

Заключение

3

10

11

16

20

26

27

38

41

42

46

52

57

59

Введение 
Информационная война – комплексный инструмент оказания управляемого социально-

психологического воздействия на общество и отдельно взятого гражданина страны противника с целью изменения 
психологических характеристик в желаемом для воздействующей стороны направлении (взглядов, мнений, 
мировосприятия, ценностных ориентиров, умонастроений, стереотипов поведения). 

К определению информационной войны очень близко понятие «манипуляция массовым сознанием», то 
есть программирование поведения индивидов, осуществляемое посредством введения их в заблуждение или путем 
подачи ложной или полуправдивой информации, которая принимается индивидом в качестве истины и делает его 
инструментом в руках манипулятора.  

Конвенция (концепция) об обеспечении международной информационной безопасности, разработанная 
российскими специалистами, определяет информационную войну как противоборство между двумя и более 
государствами в информационном пространстве, в котором одной из целей является «массированная 
психологическая обработка населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения 
государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны».  

«Невозможно показать то, чего не существует» - современные медийные технологии справились и с этой, 
на первый взгляд, неразрешимой задачей, они стали конструировать образы и выдавать их за действительность. 
Основной ударной единицей данного типа войны является информация, основными способами и средствами её 
доставки до конечного адресата – информационные ресурсы.  

Важной особенностью такой войны является скрытый характер атак, без официального объявления войны 
агрессором. По государству-мишени наносятся информационные удары, однако общество не воспринимает 
происходящее как войну, продолжая считать новости безвредным источником информации. Население не 
осознает тех опасностей, которые исходят от информационной агрессии, ежедневно воспроизводимой в СМИ. В 
результате общество становится жертвой манипулятивных информационных политических технологий.  

Деструктивная пропаганда и дезинформация, как способы воздействия на общественное сознание, 
известны с давних времен и всегда находились в арсенале военно-политических методов государств наряду с 
классическим оружием.  

Раньше информационное воздействие ограничивалось мероприятиями по дезинформации противника, 
однако в современном мире принципиальное значение имеет разрушительное психологическое влияние на 
общественные массы государства-мишени.  

Информационные атаки представляют серьезную опасность, поскольку способствуют подрыву 
морального духа и слому единства внутри общества. В результате еще до начала широких боевых действий 
население не готово к консолидированному сопротивлению. Высшее искусство ведения войны, к которому когда-
то призывал великий китайский стратег и мыслитель Сунь-цзы: «Покорить чужую армию, не сражаясь».  

В современных условиях информационно-психологическое наступление осуществляется с помощью 
широкого спектра технологических возможностей, которыми обладают СМИ.  

С развитием глобальной сети Интернет традиционные СМИ (газеты, радио, телевидение) стали 
постепенно терять свое влияние на общественное сознание. Размещение информации на видеохостингах и в 
социальных сетях помогает охватить многомиллиардную аудиторию пользователей по всему миру. Благодаря 
цифровым технологиям значительно увеличился арсенал методов информационного воздействия. Стало возмож-
ным оказание как краткосрочного, так и долгосрочного избирательного информационного воздействия на 
сознание, волю и чувства населения.  

Новые цифровые возможности позволяют создавать практически любой желаемый образ событий, 
который можно отличить от реального только с помощью профессиональной экспертизы. В процессе реализации 
военных сценариев или «цветных революций» такой способ манипулирования сознанием масс был неоднократно 
задействован.  

Внутри многих государств за последние десятилетия появилось большое количество печатных и 
телевизионных СМИ оппозиционного характера, которые не просто предлагают альтернативное видение 
актуальных проблем или событий, но напрямую ретранслируют идеи и смыслы своих идеологических 
вдохновителей, в роли которых выступают США и страны Запада. Коллективный Запад имеет готовые 
коммуникационные каналы, через которые можно беспрепятственно доносить до граждан государства-мишени 
специально подготовленные лживые сведения и деструктивные смыслы. Основным оружием сегодня становятся 
не танки и не ракеты, а «независимые» журналисты и СМИ. 

В информационной войне атакующая сторона получает определенные преимущества. Не имеет значения, 
правдивы или нет подаваемые ею сведения. Сфабриковав качественную дезинформацию или даже 
полуправдивый инфоповод, агрессор использует его против государства-мишени, тем самым вынуждая на 
ответные действия. В независимости от того как отвечает обороняющаяся сторона – опровергает или пытается 
оправдаться, запущенный инфоповод уже положил начало дискуссии, которая в свою очередь разжигается 
деструктивной оппозицией внутри российского и международного сообщества. Тем самым информационный 



4 5ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

агрессор получает возможность оказывать подрывное влияние и психологическое воздействие на общественное 
сознание. 

В рассматриваемом контексте основной целью для внешней силы, которая проводит информационно-
психологические операции против государства-мишени, является дестабилизация внутреннего положения, 
усиление противоречий в обществе и, в конечном счете, изменение политики самого государства.  

Существует множество методов, которые использует противник в ходе информационного наступления:  
- оказание комплексного информационно-психологического воздействия на общественное мнение 

государства-мишени через «независимые» СМИ, сегменты в сети Интернет (блогосферу, социальные сети);  
- формирование нужной реакции в народных массах государства-мишени через распространение 

дезинформации;   
- создание негативного международного климата по отношению к государству-мишени с оказанием 

массированного внешнего давления на его политическое руководство;  
- подавление существующих систем национального вещания государства-мишени, ограничение их 

возможностей в других странах (в том числе в результате диверсионных атак на информационную 
инфраструктуру); 

Нельзя исключать сценарии, когда информационно-пропагандистская война выступает промежуточным 
подготовительным этапом к войне «горячей», победить в которой сможет только та сторона, которая одержит верх 
в битве за «умы и сердца» народных масс.  

Информационная война против России развернулась на нескольких фронтах: 
• Разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.  
• Поддержка сепаратистских настроений: Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Дальний   Восток, Татарстан и 

тд.  
• Дискредитация органов государственной власти и силовых структур.  
• Информационные атаки на Президента РФ.  
• Продвижение русофобии, ревизия истории, дискредитация патриотических сил и объединений, критика 

института государства.  
• Возвеличивание либеральных западных достижений и ценностей.  
• Пропаганда идей «майдана» – насильственного захвата власти под предлогом борьбы с «коррупцией» и 

«тиранией».  
Арсенал средств информационной войны направлен на деструкцию цельных мировоззрений, личных 

убеждений и ценностей и замену их искусственными «фантомами», позволяющими манипулировать массовым 
сознанием.  

Технологии информационной войны:  
• Таргетирование плохих ожиданий. Нагнетание катастрофизма, кризисных ожиданий, страхов и 

массовой депрессии. Таким образом, создается негативный «само собой разумеющийся» фон восприятия 
происходящего в стране. Негативные ожидания, накапливаясь, способны привести к «срыву», когда одно 
негативное событие, подтверждающее накопленные ожидания, провоцирует массовый протест, панику, смятение 
и смуту. Темы нагнетания плохих ожиданий: «неизбежный рост коррупции», «предстоящие террористические 
удары по РФ», «приближение экономического коллапса» и т.д.  

• Подмена понятий. Боевиков и террористов практически повсеместно коллективный Запад и 
деструктивная оппозиция называют «повстанцами», «активистами», «борцами за свободу». Создается 
искусственный фантом якобы «умеренной оппозиции», которая воюет в Сирии, и которую, якобы «уничтожают 
русские самолеты». Политических экстремистов и уголовников называют «борцами с тоталитарным режимом 
В.Путина», а либеральную оппозиционную прослойку российского общества «креативным классом». 
Неофашистов и ультранационалистов на Украине называют «украинскими патриотами». Подмена понятий есть 
«программирующий инструмент». Сначала человек «проглатывает» ложное определение, затем к нему привыкает, 
затем разрушается его собственная «картина мира». Черное становится белым, а белое черным. Подмена понятий 
распространяется ведущими отечественными и зарубежными СМИ либерального толка.  

• Использование иностранных СМИ в воздействии на российскую аудиторию. Негативно настроенная 
публика в РФ в 2014 – 2017 годах «привыкла» черпать информацию из антироссийских (русскоязычных)  
иностранных СМИ. Для такой публики иностранные (русскоязычные) СМИ есть «самый авторитетный 
источник». Следить за иностранными (русскоязычными) СМИ по Интернету для россиян не составляет никаких 
сложностей. Имеются признаки, что ведущие русскоязычные иностранные СМИ специально «перенастроены» на 
подрывную работу с российской аудиторией. Вбросы в таких СМИ часто становятся «генераторами» волн в 
соцсетях Рунета. Они также активно используются для технологии подмены понятий. Судя по направленности 
«подмены понятий» в иностранных (русскоязычных) СМИ наши оппоненты в скором времени сосредоточатся на 
расшатывании ситуации в регионах РФ, прежде всего на Урале, Сибири и Северном Кавказе.  

  

• Создание фантома «массового недовольства». Внедрение новой оппозиционной платформы 
осуществляется нестандартным путем. Платформа внедряется не через «лидеров оппозиции» (не пользующихся 
большой популярностью), а как бы «через народ». В соцсетях создается «среда массового недовольства». 
Негативные темы вбрасываются через «клуб интеллектуалов» (популярных блогеров, медийщиков, идеологов 
протеста), затем массированно раскручиваются и продвигаются через тематические группы. У попавшего в такую 
сетевую среду человека возникает искреннее чувство, что кругом все ругают власть, растет протест, и ситуация 
«вот-вот вскипит». Погруженный в такую искусственную среду человек становится весьма податливым 
манипуляциям. Сначала создается искусственная реальность – фантом массового протеста, затем провоцируется 
массовый протест. 

В настоящее время на Западе активно разрабатываются стратегии противодействия России, включая 
информационное поле битвы, пишутся всевозможные доклады и аналитические записки, суть которых сводится к 
попыткам доказательно обосновать российскую агрессию по всему миру и необходимость противостоять ей 
вплоть до информационной борьбы внутри самой России. К тому же Россия находится накануне главного 
внутриполитического события последних 6 лет – выборов Президента РФ 2018 года, а это означает, что будут 
приложены большие усилия с целью дискредитации российской государственной власти, института выборов и их 
конечных результатов. В этой информационной атаке, безусловно, примут участие отечественные и зарубежные 
русскоязычные оппозиционные СМИ.  

Неслучайно конгрессмены США требуют увеличить в бюджете на 2018 год финансирование 
курирующего «Радио Свобода» и «Голос Америки» агентства BBG, дав ему на 81,6 млн долларов больше, чем 
просит само агентство, чтобы бороться с «российской дезинформацией» собственной пропагандой. Комитет по 
ассигнованиям палаты представителей Конгресса США затребовал на 2018 год на 81,6 млн долларов больше, чем 
просило само BBG, предложив увеличить бюджет «Голоса Америки» еще на 33 млн долларов, и еще на 24 млн 
долларов – «Радио Свобода», которые вещают на русскоязычное пространство. 

Совет управляющих по вопросам вещания (BBG) – это «независимое» федеральное агентство, которое 
контролирует все американские гражданские (не армейские) международные эфирные средства массовой 
информации. С 1 октября 1999 года, BBG стал «независимым» федеральным агентством, ответственным за 
реализацию всего правительственного и финансируемого правительством США международного вещания. BBG 
стал правопреемником расформированного Информационного агентства США (United States Information Agency - 
USIA) - органа внешнеполитической пропаганды США, который существовал с августа 1953 года по 1 октября 
1999 года. BBG были переданы вещательные функции USIA, а информационные функции USIA перешли к 
Государственному департаменту США. 

Миссия BBG заключается в «информировании и объединении людей во всем мире во имя поддержки 
свободы и демократии». Совет BBG состоит из девяти членов, обладающих опытом в области массовых 
коммуникаций, радио и телевидении, а также в международных отношениях.  
Члены Совета BBG:  

 Рекс Тиллерсон - Госсекретарь США; 
 Карен Корнблюх - посол; 
 Раян Крокер член - Наблюдательного комитета и Специального исполнительного комитета BBG; 
 Джефф Шелл - член Наблюдательного комитета и Специального исполнительного комитета BBG; 
 Кеннет Вайнштейн - член Наблюдательного комитета и Специального исполнительного комитета BBG; 
 Майкл Кемпнер; 
 Доктор Леон Арон. 

 
Следующие комитеты Сената и Палаты представителей Конгресса США контролируют работу BBG и его 
программ вещания: 

 Комитет по международным отношениям Сената; 
 Комитет по иностранным делам в Палаты представителей; 
 Комитеты по ассигнованиям государственных фондов США Палаты представителей и Сената 

контролируют направление и использования выделенных средств 



6 7ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

 
Увеличение финансирования пропагандистских 

проектов США во время электорального цикла 
(президентские выборы 2018 г.) в условиях 
информационной войны против России направлено на 
поддержку либерально-оппозиционной медиасреды, 
которая готова активно продвигать антироссийскую линию 
на своих информационных площадках, огульно 
критиковать проводимую российским государством 
внутреннюю и внешнюю политику, стимулируя 
протестный потенциал внутри страны.  

Американские структуры (BBG) в докладе на 2018 
год (в разделе «Content for Russia») даже не скрывают 
факта специального и активного освещения так 
называемых «антикоррупционных митингов» внутри 
России, которые в своей массе были 
несанкционированными политическими акциями, 
организованными представителями российской 
несистемной оппозиции, а также своей активной работы в регионах России.1 Интересна манера освещения 
внутрироссийских событий. Ссылка на видеоматериал, размещенный на официальном сайте BBG.2  

Структурные подразделения BBG (Радио Свободная Европа/ Радио Свобода (RFE/RL)) отличаются 
активной вовлеченностью во внутриполитические процессы в России, особенно в рамках освещения разного рода 
массовых протестов.3 Заметный рост просмотров материалов этих площадок (более 3. млн. просмотров за 
несколько дней), опубликованных на сетевых ресурсах русской службой RFE/RL, а также региональном сайте для 
Приволжья (Idel Realii) был достигнут за счет активного освещения мартовских протестных акций и забастовок 
дальнобойщиков.  

                                                      
1 FY 2018 Congressional Budget Justification (BBG). P.56.: https://www.bbg.gov/wp-content/media/2017/05/FY2018Budget_CBJ_05-23-17.pdf 
2 https://www.bbg.gov/2017/04/06/april-6-board-meeting/ 
3 Protest, election coverage brings records audiences to RFE/RL online platforms. April 11, 2017 : https://www.bbg.gov/2017/04/11/protest-election-
coverage-brings-record-audiences-to-rferl-online-platforms/ 
 

  

 
 
 

Отличительной особенностью и главной целью международного информационного вещания США 
является вовсе не анонсированное «противодействие вездесущей российской пропаганде», а закрепление на 
долгосрочной основе своего информационного присутствия в русскоязычном сегменте интернета, которое 
позволит обеспечить сначала присутствие, а в дальнейшем доминирование антироссийской информационной 
повестки, способное оказывать эффективное воздействие на широкие слои населения России. Фактически речь 
идет об управлении сознанием масс, информационных манипуляциях, которые позволяют Вашингтону 
«мягкосиловыми» средствами влиять на развитие внутриполитической ситуации в России.  

Об этом красноречиво свидетельствует выступление нынешнего главы BBG Кеннета Вайнштейна перед 
Комитетом Сената США по международным отношениям 17 ноября 2015 г.  В своей речи американский 
функционер отмечал, что BBG вовлекает ключевые аудитории внутри России с целью противостояния российской 
пропаганде и перечислил ряд запущенных программ (о которых будет сказано в докладе ниже). По его словам, 
посредством этих программ удается привлечь зрителей, уделяя внимание существующим проблемам. Например, 
россияне размышляют над тем движется ли их страна в правильном направлении, приемлема ли путинская 
политика, является ли социальная российская действительность тем местом, где они хотят растить детей, начинать 
или расширять свой бизнес, получать образование. Ключевые вопросы, касающиеся жизни каждого российского 
жителя. Иными словами, формируемая медиасреда, направленная не просто на борьбу с «кремлевской 
пропагандой», а на борьбу за «будущее России»4. Особенно выделяются такие иностранные русскоязычные СМИ 
как «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», «Голос Америки», «Настоящее время».  

Вмешательство во внутренние дела российского 
государства будет осуществляться за счет активной «подрывной» 
работы с российской аудиторией. Для этих целей созданы 
отдельно функционирующие языковые редакции, которые 
вещают на регионы России. Такой подход предусматривает 
попытки раскачать ситуацию изнутри путем создания 
множественных очагов протеста вдалеке от федерального центра, 
разыграв «региональную и национальную карты». Напомним, что 
BBG планирует финансирование сайтов, посвященных 
региональным новостям на чеченском, татарском и башкирском 
языках. Вещание на татарском и башкирском языках, по всей 
вероятности, тесно связано с информационной повесткой вокруг Украины, которая должна содержать в себе 
подробное освещение «агрессивных действий» России, «аннексии» Крыма, «оккупации» юго-востока Украины, а 
                                                      
4 https://www.bbg.gov/wp-content/media/2017/07/Transcript_SRFC-Weinstein_Testimony.pdf 



8 9ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

также освещение «тяжелого положения» крымско-татарского населения. Так, еще в отчете BBG за 2014 г. в 
описании деятельности «Радио Свободная Европа/ Радио Свобода» отчетливо прослеживаются 
последовательность такой информационной политики, например, говорится о «суровой реальности, наступившей  
для крымских татар на аннексированном Крымском полуострове».5    

Это подтверждает и функционирование сайта «Крым. Реалии» (как на русском, так и на украинском 
языках) РСЕ/РС, который является агрегатором антироссийской информационной повестки. Существует даже 
отдельный раздел под названием «История», включающий в себя такие «смысловые блоки» как «Дневник 
оккупации Крыма», «Страницы крымской истории», «Депортация крымских татар», «Свидетельства оккупации».    
 

Работает несколько информационных интернет площадок, запущенных «Радио Свободная Европа/ Радио 
Свобода»: «Радио Азатлык» (Татаро-башкирская служба), «Idel.Реалии» (проект «Радио Азатлык» для Поволжья). 
Через эти ресурсы осуществляется медийная поддержка таких экстремистских организаций как «Меджлис 
крымско-татарского народа», а также ее самых известных представителей (М.Джемилева и Р.Чубарова), 
отметившихся призывами к возвращению Крымского полуострова силовыми методами, а также участием в 
транспортной и энергетической блокаде полуострова. Акценты данных новостных лент смещены в сторону 
дезинформации относительно проводимой Москвой политики на полуострове, подрыва доверия к институтам 
государственной власти (в особенности в среде крымскотатарского населения), укрепления в сознании населения 
тезиса об «аннексии Крыма» и «тяжелой судьбе» крымских татар в составе России. 

Такая направленность информационной повестки напоминает информационные и психологические 
операции Запада времен «холодной войны». Одним из инструментов информационного воздействия на Советский 
Союз была работа с национальными республиками и деструктивными националистическими силами внутри них. 
Ослабление внутреннего единства и, в конечном счете, развал СССР стал возможен, в том числе, благодаря 
активной поддержке оппозиционных националистических групп в национальных республиках. Уже тогда важную 
роль играли радиостанции (штабы психологической войны), финансируемые американским правительством и 
курируемые разведкой.  

По воспоминаниям генерал-лейтенанта, начальника информационно – аналитического 
Управления КГБ СССР Н.Леонова: «Радиостанция «Свобода» вещала на всех языках народов, входивших в 
состав СССР, и бросалось в глаза, что содержание радиопередач на каждом языке носило характер 

                                                      
5 https://www.bbg.gov/wp-content/media/2015/03/FY2016Budget_CBJ_Final_WebVersion.pdf 

  

узконаправленного националистического луча, рассчитанного на возбуждение национализма именно этого 
народа. Доминантой был подогрев антирусских чувств, но одновременно сеялись и семена национальной розни 
вообще».6  

В условиях развязанной Западом информационной войны против России атаки на ее информационный 
суверенитет должны восприниматься как военная агрессия в условиях войны классического типа. В борьбе за 
«умы и сердца» российских граждан крайне важно не допустить, чтобы российский народ стал объектом 
информационных манипуляций, нацеленных на разрушение национального согласия и единства, а также самого 
российского государства.  

Составной частью государственного суверенитета являются информационный и цифровой суверенитет, 
потеря которого способна привести к необратимым последствиям: дезорганизации системы государственного 
управления страной, информационному хаосу и кризису внутри российского общества.  

Обеспечение российских национальных интересов и реализация суверенной информационной политики 
вовсе не означают введение тотального контроля и уничтожения свободы слова. Недопустимы любые попытки 
вмешательства в российское информационное пространство извне (акты «психологической войны», 
«идеологические диверсии» и иные приемы манипуляции сознанием народных масс) в деструктивных целях. 
Целенаправленное распространение дезинформации антироссийской направленности должно быть пресечено.  

Шаги, направленные на ограничение деструктивного информационного воздействия со стороны западных 
СМИ, предсказуемо приведут к возникновению критики в адрес России, обвинениям в том, что власти борются со 
«свободой слова» и «независимой журналистикой» (хотя сложно назвать «независимой» деятельность, 
основанную на финансировании из средств государственного бюджета иностранного государства, в рамках 
которой есть четкая информационная политика, формируемая заказчиком).  

Противодействие так называемой «российской пропаганде», нацеленное на внутреннюю российскую 
аудиторию должно восприниматься как попытка посягательства на российский информационный суверенитет.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                      
6 Леонов Н.С. Холодная война против России. C.63. 



10 11ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Формирование благоприятного информационного поля для 
осуществления государственного переворота 

 
Управляемая западными политтехнологами информационная кампания является неотъемлемой частью 

реализации государственного переворота. Например, политический кризис на Украине 2013-2014 гг. был 
спровоцирован при участии традиционных и новых средств массовой информации.  

Информационную кампанию во время реализации сценария «цветной революции» можно разделить на 
три этапа.  

В рамках первого этапа происходит накачивание «независимых» медиа финансами. Данный этап наиболее 
продолжительный и затратный с финансовой точки зрения. Его можно назвать холодным финансированием, когда 
максимально крупные суммы денег вводятся в медиа пространство для финансирования всех СМИ, которые 
проявят интерес к новому источнику средств. Постепенно у источника финансирования складывается 
представление о способах влияния на информационную повестку страны, на формирование протестного 
настроения у народных масс. На основании отчетности за израсходованные средства формируется представление 
об охвате аудитории теми или иными СМИ. Таким образом, к концу первого этапа формируется пул СМИ, 
которые будут выполнять заказ по дискредитации действующей власти, артикуляции и агрегации протестных 
настроений в обществе. 
 Второй этап предполагает финансирование «независимых» СМИ во время активной фазы реализации 
«цветной революции». СМИ, получающие средства от иностранных источников в данный промежуток времени, 
будут укреплять миф в сознании народных масс о правильности и всеобщем одобрении их действий, убеждать, 
что они строят прекрасное «демократическое» будущее. 
 Третий этап информационной кампании направлен на закрепление результатов и легитимацию в сознании 
общества произошедших изменений в результате успешной реализации «цветной революции». По финансовым 
затратам данный этап может быть сопоставим с первым, поскольку легитимация должна состояться не только на 
внутреннем, но и на внешнем уровнях.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Факты финансирования украинских СМИ в рамках подготовки 
реализации государственного переворота 2013-2014 гг. 

 
 В мае 2011 года американское правительственное агентство USAID выделяет грант в размере 14 000 000 
долларов на пятилетний срок. Грант перечисляется в украинское представительство USAID, где за ним 
закрепляется специалист, который отвечает за его реализацию. Общее название гранта – Украинский медиа проект 
7. Предполагается, что грант смогут получить некоммерческие организации, а также СМИ. Цель гранта состоит в 
развитии институтов демократии, государственного управления, а также развитии независимых средств массовой 
информации.  
 

Информация о гранте на Украинский медиа проект 

 
Описание гранта, прикрепленное в качестве отдельного документа, свидетельствует, что как минимум 

55% гранта или 7,7 миллиона долларов предполагается выделить для украинских СМИ, которые примут цели 
финансирования, при этом 1 миллион будет израсходован на гранты в Крыму, еще 700 000 будут выделены для 
освещения активностей, связанных с выборами. 

Основными целями указаны: увеличение вариативности новостных ресурсов, увеличение качества 
новостей, защита свободы слова. Отмечается, что независимые СМИ, получив средства от американского 
агентства, смогут способствовать росту демократии, экономического развития и уровня жизни, позволят 
проводить антикоррупционные расследования, бросать вызов официальным государственным институтам. Также 
приводится список организаций, насчитывающий 13 партнеров на континентальной части Украины, 16 партнеров 
в Крыму, 20 организаций, которые получали финансирование в рамках предыдущего этапа (в 2008-2011 годах).  

Среди организаций, получивших поддержку: Независимая ассоциация вещателей, Крымский 
информационный и пресс-центр, Институт массовой информации, Интерньюс Украина, Ассоциация независимых 
региональных издателей Украины, журналистское расследовательское бюро «Свидомо», телерадиокомпания 
«Атлант» (Крым), телерадиокомпания «Бриз» (Крым), новостное агентство «Контекст-Крым», газета «Кафа», 
крымская медиагруппа «Объектив», «Первая крымская газета», «Севастопольская газета» и многие другие8.  
Перечень реципиентов 2011-2016 годов должен быть опубликован не позднее конца 2017 года. 

                                                      
7 Поиск по номеру гранта RFA-121-11-000001: https://www.grants.gov/web/grants/search-rants.html?keywords=ukraine  
8 Поиск по номеру гранта RFA-121-11-000001; Документ под названием Full Announcement. Описание и финансирование – 
страница 19, перечень получателей – страница 46.: https://www.grants.gov/web/grants/search-grants.html?keywords=ukraine  



12 13ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

 
Суммы и направления расходования средств 

 
 В июне 2012 году Государственный департамент США перевел 400 000 долларов на Программу по 
украинскому медиа партнерству. Данные средства были перечислены на счет посольства США на Украине, 
которое было ответственно за перераспределение средств для СМИ. Данная программа предполагала, прежде 
всего, обмен профессиональным опытом между украинскими и американскими журналистами9. Отметим, что в 
рамках данного гранта особый акцент делался на журналистов, которые работают в онлайн медиа, но критерием 
отбора также являлось условие работы журналистов в «независимых» СМИ.  

 

                                                      
9 Поиск по номер гранта: AEECA-1972-12-0306https://www.grants.gov/web/grants/search-grants.html?keywords=ukraine  
 

  

Информация о гранте на Проект по украинскому медиа партнерству 

В 2013 году USAID выделяет еще 4,5 миллиона долларов на 5 лет, которые направляются на освещение 
деятельности Рады в СМИ с целью повышения прозрачности законодательного процесса. В описании документа 
уже не скрывается, что Виктор Янукович свел на нет все достижения «оранжевой революции», растет произвол 
Партии регионов в Раде, голосование в парламенте происходит неправомерно, депутаты не посещают заседания и 
т.д. Таким образом, данный грант был направлен против законно избранных властей Украины и преследовал цель 
их дискредитации в медиа10. Конкретные исполнители не установлены.  

 
 Необходимо отметить, что указанные гранты по линии USAID не единственные. Существует ряд грантов, 
которые по своему описанию могут быть даны СМИ, но в сопроводительных документах отсутствуют слова СМИ 
или журналистика. Также существует группа грантов, которая выделяется на несколько стран сразу, но 
идентифицировать точные суммы, которые были переведены украинским СМИ, не представляется возможным. 
Гранты, которые представлены выше, непосредственно направлены на поддержку СМИ, деятельность которых 
заключалась в критике государственных институтов и повышения протестного потенциала украинского общества. 
 Стоит отметить, что запросы украинских служб на финансирование от BBG росли с 2013 по 2015 гг. 
Ежегодные расходы на Украину возрастали с примерно 3,5 миллионов долларов до 4 миллионов долларов в год.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                      
10 Поиск по номеру гранта RFA-121-13-000004: https://www.grants.gov/web/grants/search-grants.html?keywords=ukraine 
11 Запрос BBG на финансирование в 2015 году: https://www.bbg.gov/wp-content/media/2014/03/FY-2015-BBG-Congressional-
Budget-Request-FINAL-21-March-2014.pdf  



14 15ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Финансирование Украинской службы Голоса Америки в 2013-2015 гг. 

 
 

 

Финансирование Украинской службы Радио Свободы в 2013-2015 гг. 

 
 
 
 

  

Распространение информации о российско-украинско-американских  
отношениях в социальных сетях. 

 
В 2012 году также было заключено 

множество малых контрактов BBG и 
«множественных иностранных контрагентов», 
для того, чтобы размещать материалы «Голоса 
Америки» в социальных сетях и украинских 
СМИ. Установленная сумма разового контракта 
составила 4,500 долларов в 2012 году12.  

 

 Факты финансирования украинских 
служб Британской вещательной корпорацией 
(BBC) в период подготовки к майдану 2014 г. на 
официальном сайте не обнаружены, ежегодные 
отчеты за искомый период удалены.  
 
 
 
 
 
 
 

Гранты от Европейского союза 

По линии Европейского союза были получены следующие финансовые вливания13: 
В 2012 г. Интерньюс Украина – 852 509 евро, грант выделялся по линии поддержки свободы слова, 

поддержки отношений по линии Украина-ЕС, мониторинга медиа, продвижения европейской повестки среди 
журналистов и для широкой аудитории. 

В 2013 г. Интерньюс Украина – 226 470 евро, грант выделялся на информационную кампанию «Построим 
Европу на Украине», мониторинг повестки, продвижения европейской повестки среди журналистов и для 
широкой аудитории. 
 

 

 
  

 

                                                      
12 https://www.usaspending.gov/transparency/Pages/TransactionDetails.aspx?RecordID=FDDE4D56-B20D-3867-BFB9-
92542E055554&AwardID=32180214&AwardType=C  
13 http://ec.europa.eu/budget/fts/index_en.htm  



16 17ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Финансирование украинских СМИ во время активной фазы 
реализации государственного  

переворота на Украине в 2013 - 2014 гг. 
 

Во время активной фазы государственного переворота на Украине в 2013-2014 гг. осуществлялась 
финансовая поддержка украинских СМИ со стороны иностранных структур. 

Так, по линии EED (European Endowment for Democracy) была оказана поддержка международному 
украинскому изданию The Kyiv Post. Поддержка оказывалась с 28 января по 28 апреля 2014 года. Затраченные на 
поддержку суммы не обозначены14. 

 

Поддержка The Kyiv Post со стороны EED 

 
Аналогичная помощь со стороны Европейского фонда в поддержку демократии была оказана Радио 

«Громадьске» и отдельно журналисту Кириллу Лукеренко для независимого освещения событий на Майдане. 
Суммы поддержки также не обозначены15.  
 

 

 

 

                                                      
14 Поддержка The Kyiv Post со стороны EED: https://www.democracyendowment.eu/we-support/emergency-support-to-kyiv-post-4-
days-from-request-to-funding-decision/  
15 Поддержка радио «Громадьске» и Кирилла Лукеренко со стороны EED: https://www.democracyendowment.eu/we-
support/hromadske-(public)-radio/  

  

Поддержка радио «Громадьске» и Кирилла Лукеренко со стороны EED 

 
  

EED оказал финансовую поддержку независимой журналистке Кристине Бердинских при освещении 
событий на Майдане в рамках проекта «Люди Майдана». Финансовая поддержка оказывалась с февраля по май 
2014 года, суммы вновь не оглашены16. 
 

 

 

 

 

 

 

                                                      
16 Поддержка независимой журналистки Кристины Бердинских со стороны EED: https://www.democracyendowment.eu/we-
support/maidaners-european-people/  



18 19ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Поддержка независимой журналистки Кристины Бердинских со стороны EED 

 
 
По линии Европейской комиссии также было выделено несколько грантов, связанных с деятельностью 

СМИ во время событий на майдане в 2014 году17: 
1. Информационный центр мониторинга Майдана – 74 970 евро, грант на тему «Украина без 

дискриминации» с проведением информационной кампании в СМИ. 
2. Интерньюс Украина – 20 000 евро, грант выдан на PR-сопровождение программ помощи Украине со 

стороны Евросоюза. 
 

Гранты от Европейской комиссии 

 

 

                                                      
17 http://ec.europa.eu/budget/fts/index_en.htm  

  

 Совет управляющих по вопросам вещания США (BBG) также выделил 1200 долларов для освещения 
событий на Майдане в период с 24 по 28 февраля 2014 года. Вероятно, данная сумма могла быть выделена для 
гражданских журналистов, поскольку адрес исполнителя совпадает с офисом Интерньюс18. 
 

Микрогрант за освещение событий на Майдане в феврале 2014 года 

 
 

 Отметим, что приведенные выше примеры являются только малой видимой частью «айсберга» 
финансовой поддержки украинских СМИ со стороны западных структур во время активной фазы реализации 
«цветной революции» на Украине. Однако, они наглядно демонстрируют ту информационную повестку, которая 
была задана украинским «независимым» СМИ. При этом долгосрочные гранты, полученные на предыдущем 
этапе, продолжали реализовываться и во время реализации государственного переворота, естественно, 
подстраиваясь под формирующуюся «майданную» ситуацию. 
  

 

 

 

 

 

                                                      
18 Микрогрант за новости с Майдана: 
https://www.usaspending.gov/transparency/Pages/TransactionDetails.aspx?RecordID=F6A9BE47-AA6D-12BA-ABFC-
D67BF9057629&AwardID=22070398&AwardType=C  



20 21ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Легитимация государственного переворота  
в украинском информационном пространстве 

 
На последнем этапе, наиболее активными западными структурами, предоставляющими финансовую 

поддержку «независимым» украинским СМИ, стали Фонды NED и EED. Предстояло решить несколько задач. 
Обеспечить легитимацию новой власти в медийном пространстве, подчеркнуть в информационном поле Украины 
поддержку «майдана» со стороны западных стран, осветить события на Донбассе и в Крыму в ключе новой 
информационной политики. 

При поддержке EED был запущен Украинский кризисный медиа центр, который в настоящее время стал 
новостным хабом и площадкой распространения ключевых новостей для местных и зарубежных журналистов. 
Данному центру оказывают финансовую поддержку Интерньюс и американское посольство. Поддержка была 
направлена на создание и оснащение этого центра в мае-июне 2014 года19. 
 

 Украинский кризисный медиа центр  

 
  
В период с сентября 2014 по апрель 2016 года EED финансировало Донбасское общественное телевидение – 
телеканал, расположенный в Киеве, созданный беженцами с Донбасса и являвшийся основным источником 
информации о событиях на Донбассе для ОБСЕ. Охват канала составлял три миллиона человек. Сумма 
финансирования не разглашается20. 
 
 
 

                                                      
19 Финансирование создания Украинского кризисного медиа центра: https://www.democracyendowment.eu/we-support/ukraine-
crisis-media-centre/  
20 Грант на поддержку киевского телеканала «Донбасское общественное телевидение»:  
https://www.democracyendowment.eu/we-support/donbas-hromadske-public-tv/  

  

Поддержка киевского телеканала «Донбасское общественное телевидение» 

 
 

 Аналогичная поддержка осуществлялась и в отношении Крыма. EED поддержал информационный проект 
«Голос Крыма». Финансовая поддержка осуществлялась с октября 2014 по март 2015 года. Проект включал сайт, 
телепрограмму «Под прицелом», а также еженедельную аналитическую программу на русском, украинском и 
английском языках «Голос Крыма»21. 
 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      
21 Поддержка программы «Голос Крыма»: https://www.democracyendowment.eu/we-support/voice-of-crimea/  



22 23ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Поддержка проекта «Голос Крыма» 

 
 

 Также финансовая поддержка была оказана онлайн-изданию «Европейская правда». Данное СМИ 
специализируется на освещении диалога Украины с Евросоюзом, США, НАТО, Советом Европы и 
международными правозащитными организациями.22 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                      
22 Поддержка онлайн издания «Европейская правда»: https://www.democracyendowment.eu/we-support/new-online-newspaper/  

  

Поддержка онлайн издания «Европейская правда» 

 
 

 В постмайданный период Европейская комиссия выделила финансирование ряду украинских СМИ и 
медиа структурам. В 2015 году финансирование получили Вещательная корпорация «1+1» в размере 285 000 евро 
(назначение средств не указано), а также Агентство по дата-журналистике (оно было реципиентом гранта от 
USAID, описанного ранее) на сумму 290 000 евро, грант выделен на проект «Сильнее вместе», подробное 
описание которого также отсутствует, но, вероятно, направленный на нахождение точек соприкосновения между 
Восточной и Западной Украиной.23 

Со стороны американского фонда NED в 2014-2015 годах было выделено большое число грантов для 
поддержки СМИ в целях сопровождения президентских и парламентских выборов, организации международных 
тренингов для украинских журналистов, обеспечения доступа к независимой информации по социальной, 
экономической и политической тематике, освещения политических дебатов по широкому кругу вопросов, 
развития гражданской журналистики. NED активно участвовал в легитимации новой украинской власти и 
освещении преодоления кризисных последствий государственного переворота. Ниже представлены лишь 
некоторые гранты за 2014 и 2015 годы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      
23 http://ec.europa.eu/budget/fts/index_en.htm  



24 25ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Примеры грантов выделенных для поддержки украинских СМИ  
на завершающем этапе Майдана24. 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      
24 Некоторые гранты NED для поддержки украинских СМИ в целях легитимации результатов Майдана и преодоления его 
кризисных последствий: http://www.ned.org/region/central-and-eastern-europe/ukraine-2014/ ; http://www.ned.org/region/central-and-
eastern-europe/ukraine-2014/  

  

Итоговая сумма расходов на информационное обеспечение  
государственного переворота на Украине 

 
Произвести итоговые подсчеты расходов на информационное обеспечение государственного 

переворота на Украине не представляется возможным, поскольку финансирование не прекращается и в 
настоящее время, так как этап легитимации переворота достаточно продолжителен. При этом лишь 
определенная часть средств может быть выявлена в открытых источниках, в то время как существуют и 
теневые схемы финансирования, которые выявить практически невозможно. Ниже представлена сводная 
таблица по выявленным фактам финансирования.   

 
Структура Сумма (доллары США) Год 

USAID 14 000 000 2011 

USAID 4 500 000 2013 

BBG 3 466 000 2013 

BBG 3 877 000 2014 

BBG 3 890 000 2015 

Европейская комиссия 1 100 000 2012 

Европейская комиссия 292 000 2013 

Европейская комиссия 122 511 2014 

Европейская комиссия 741 750 2015 

NED 4 575 572 2014 

NED 3 469 624 2015 

ИТОГО 40 034 457  

 

 Вышеприведенные суммы переведены в доллары США для удобства подсчета. Для перевода 
использовался средневзвешенный коэффициент на период с 2011 по 2015 гг., который составлял 1 евро 
= 1,29 доллара США.  

Общая сумма согласно выявленным фактам финансирования составила более 40 000 000 
долларов США. Эти неокончательные цифры, так как не учтены суммы, которые выделялись на 
несколько государств сразу, так как невозможно выявить точную сумму, которая была направлена в 
конкретную страну. 
 



26 27ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Финансирование русскоязычных СМИ 
Существует три способа (канала финансирования), с помощью которых осуществляется финансирование 

русскоязычных СМИ с целью вмешательства во внутриполитические процессы и дестабилизации общественной 
обстановки в преддверии выборов президента Российской Федерации.  
 Первый способ включает в себя иностранные медиахолдинги, как правило, это контролируемые 
государством медиа компании США, Великобритании и Германии, а также их вещательные сети, 
непосредственно ориентированные на Россию и функционирующие на ее территории.   
 Ко второму способу можно отнести прямое или косвенное финансирование внутрироссийских медиа. 
Такое финансирование включает в себя поддержку от иностранных правительств, выдачу грантов от крупных 
иностранных НКО, специализирующихся на «демократическом транзите», а также приобретает иные 
материальные или нематериальные формы помощи, такие как тренинги и мастер-классы для журналистов.  
 Третий способ заключается в прямой или косвенной поддержке «независимых» российских журналистов. 
Такие точечные финансовые вливания тяжело отследить в открытых источниках, поскольку перечисляются 
небольшие суммы в пределах от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов или евро в год. Более 
того, в России отсутствуют механизмы мониторинга и контроля средств, которые получают журналисты от 
иностранных структур. Это затрудняет выявление заказных пропагандистских материалов в интересах внешних 
сил. Часто, даже в редакциях СМИ могут быть не в курсе того, что журналист действует в интересах третьих 
сторон. 
 Таким образом, формируется достаточно развитая сеть русскоязычных медиа, которой оказывается 
значительная финансовая поддержка, целью которой является обслуживание интересов иностранных государств 
на территории Российской Федерации.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Собственное русскоязычное вещание  
иностранных медиа компаний 

 
Совет управляющих по вопросам вещания США (BBG) 

 
 Совет управляющих по вопросам вещания США является государственной структурой, которая реализует 
информационную политику США во всех регионах мира. Данная структура осуществляет прямое управление 
такими СМИ, как «Голос Америки» и «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», а также проектом «Настоящее 
время», который преимущественно функционирует в сети Интернет. Помимо этого в сеть вещания BBG входят: 
ближневосточные структуры - «Альхурра ТВ» и «Радио Сава», Радио «Свободная Азия» и Управление 
кубинского вещания (радио и телевидение Marti).  

Еженедельная аудитория сетей международного вещания BBG составляет 278 миллионов человек.25 Сети 
BGG транслируют новости и информацию на 61 языке по всему миру. 

BBG в рамках концепции «new public management» выступает за уменьшение государственного 
финансирования, однако встречается с противодействием со стороны Комитета по ассигнованиям Конгресса 
США, который не только не уменьшает, но увеличивает финансирование данной структуры. 

BBG позиционирует себя как организация, которая дает возможность так называемым «свободным СМИ» 

выйти в мировое информационное пространство со своим продуктом. BBG подчеркивает, что 2/3 СМИ на планете 
нельзя отнести к разряду свободных и независимых, кроме того, согласно данным BBG, более 6,2 млрд. человек на 
планете не имеют доступа к правдивой информации (6 из 7 человек живущих на планете), поскольку ежедневно 
сталкиваются с пропагандой, цензурой, дезинформацией, законодательными ограничениями, а также 
притеснениями журналистского сообщества.26  

При этом BBG обладает обширной сетью 
журналистов в тех регионах и странах, «где не разделяют 
американские ценности». Первые позиции отведены 
территории, контролируемой Исламским Государством 
(ИГИЛ) (запрещена в России) и России, затем следуют Иран и 
Китай. Однако складывается впечатление, что основной упор 
в своей информационной работе BBG делает именно на 
Россию, а лишь затем на ИГИЛ и другие трэки.    

BBG ставит на один уровень страны, имеющие свой 
информационный суверенитет, и не позволяющие 
вмешиваться в свое информационное пространство рядом с 
крупнейшей террористической организацией. «Объективная 
картина мира», которую якобы демонстрируют данные 
информационные  ресурсы, подконтрольные BBG, носит 
строго антироссийский характер.27  

                                                      
25 https://www.bbg.gov/wp-content/media/2017/05/FY18_CBJ_ExecutiveSummary_05-23-17.pdf 
26 https://www.bbg.gov/our-work/impact-and-results/measuring-impact/ 
27 https://www.bbg.gov/our-work/impact-and-results/measuring-impact/ 



28 29ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Уже не в первый раз высокопоставленные представители США ставят в один ряд борьбу с Россией и ИГИЛ 
(причем именно в такой последовательности). Необходимо понимать, что риторика о противодействии «влиянию 
Москвы и ее агрессии по всему миру», нацелена не только на дискредитацию внешней политики России и на 
попытки превратить российское государство в страну-изгоя, но и на демонтаж неугодного политического режима 
во главе с В.В. Путиным. Об этом еще в 2015 г. откровенно заявил глава Пентагона США Э.Картер, по мнению 
которого, Россия и ИГИЛ выступают двумя крупнейшими угрозами безопасности для Соединенных Штатов. 
Картер назвал «печальным» развитие событий в России, но отметил, что администрация США должна реагировать 
на действия российского правительства при Владимире Путине, которые, по его мнению: «…ведут Россию в 
неправильном направлении для его собственного народа».28 

 
В отчете за 2016 г. BBG в приоритете значится борьба с Россией и за Россию, точнее за «умы и сердца» ее 

граждан, которые по американским представлениям живут в условиях авторитарного режима и несвободной 
прессы. Приоритеты BBG наглядно демонстрирует их финансирование, направленное на информационное 
противодействие российскому государству  -15.40 млн.долл. в сравнении с 6.10 млн.долл. на противодействие 
глобальной угрозе для всего человечества - террористам ИГИЛ.29 

В разделе под названием «противодействие реваншистской России» («Countering a revanchist Russia») 
обосновывается информационная деятельность BBG на российском направлении. «Свободная и демократическая 
Россия в наибольшей степени отвечает национальным интересам США, однако за последние 15 лет она 
движется в обратном направлении…с авторитарным режимов и антизападной политикой, которая на 
сегодняшний день  угрожает соседям России, а также Соединенным Штатам и их западным союзникам».30 

 
 

                                                      
28 https://www.golos-ameriki.ru/a/us-carter-russia/2935841.html 
29 BBG Fiscal Year 2016. Congressional budget request. P.15.: https://www.bbg.gov/wp-
content/media/2015/03/FY2016Budget_CBJ_Final_WebVersion.pdf 
30 BBG Fiscal Year 2016. Congressional budget request. P.16.: https://www.bbg.gov/wp-
content/media/2015/03/FY2016Budget_CBJ_Final_WebVersion.pdf 

  

 Согласно Стратегическому плану BBG на 2014-2018 гг. («Achieving Strategic Impact. BBG Strategic Plan 
2014-2018»), Совет управляющих по вопросам вещания реализует задачи по расширению свободы информации, а 
также по распространению американского демократического опыта, что соответствует национальным 
американским интересам и внешней политике Вашингтона. В документе отчетливо прослеживается солидарность 
с теми силами, которые успешно реализовывали «цветные революции». В частности, в нем отмечается активность 
«демократических сил», использующих в качестве инструментов своей политической борьбы социальные медиа, 
мобильные телефоны, программное обеспечение для обхода блокировок в Интернете. В качестве наглядного 
примера приводятся действия людей на улицах от Каира до Киева, которые объединились в знак протеста, для 
того чтобы положить конец власти государства, пресечь коррупцию и привлечь руководителей к 
ответственности.31 
 Более того, участие структур, подконтрольных BBG, в серии массовых протестов, приведших к 
свержению политических режимов, даже не скрывается. Напротив, эта деятельность выставляется напоказ как 
наглядная демонстрация эффективности их работы (интернет ресурсы, «независимые» СМИ, блогосфера и 
западные неправительственные организации сыграли ключевую роль в успешной реализации целой череды 
«цветных революций»). 

Вот как в ежегодном докладе за 2011 год  
BBG отчитывается за участие в событиях «арабской 
весны» на Ближнем Востоке и Севере Африки, 
которые преподносятся как «демократические 
перемены». 
 Указывается, что во время восстаний против 
авторитарных режимов многие из граждан региона 
опирались именно на вещание BBG.32 В Египте 
«Радио Аль-Хурра» организовала прямые 
трансляции протестов из Каира и Александрии, а 
также была первой, кто сообщил новость об отставке 
главы страны Х.Мубарака.   

В Ливии и Сирии, несмотря на ограничение 
вещания со стороны правительства, «Радио 
Альхурра» также обеспечивало информационное 
сопровождение восстаний и протестов. Вещая, 
например, на ливийской территории в прямом 
эфире до 20 часов в сутки, а также используя 
сетевые ресурсы (Facebook и YouTube), мобильную 
связь с демонстрантами.33  

Через некоторое время после событий 
«арабской весны» этот опыт попытались 
использовать на территории России.  

Напомним об активной вовлеченности 
западных СМИ в события 2011-2012 гг. в России 
(речь идет об информационном вмешательстве во 
внутренние дела суверенного государства), когда в 
период электорального цикла деструктивные силы 
несистемной оппозиции попытались дестабилизировать общественно-политическую ситуацию с целью 
недопущения избрания на пост президента РФ В.В.Путина, несмотря на  подавляющую поддержку его 
кандидатуры населением страны.34  

                                                      
31 Achieving Strategic Impact. BBG Strategic Plan 2014-2018. P.7. 
32 U.S. International broadcasting. Impact trough Innovation and Integration. 2011 Annual BBG Report P.11. 
33 Ibid.P.43. 
34 U.S. International broadcasting. Engaging and Empowering Our Audience. 2012 Annual BBG Report P.31. 



30 31ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Как пишет в своем отчете BBG (иллюстрируя красочную картину с изображением массовых протестных 
акций в Москве), посещаемость веб-сайта радиостанции РСЕ/РС увеличилась в период массовых протестов после 
декабрьских выборов 2011 г. в России.35  

Указывается, что такого успеха удалось достичь благодаря агрессивной стратегии использования 
возможностей сети Интернет (задействуя твиттерно-фейсбучные технологии конфликтной мобилизации). В отчете 
BBG за 2012 г. также указывается, что Русская служба («Радио РСЕ/РС») участвовала в широком освещении 
массовых протестов. 

Стоит ли ожидать от финансируемых США информационных ресурсов объективной и беспристрастной 
оценки в освещении событий в России, особенно во время очередного электорального цикла с учетом агрессивных 
антироссийских шагов предпринимаемых Вашингтоном? Вопрос риторический. Как показывает история и 
практика, деятельность подобных структур как раз заточена на ангажированное освещение событий, 
происходящих внутри России. Главной целью является создание параллельной информационной реальности и как 
следствие дестабилизация общественно-политической обстановки внутри российского государства.   

На основании ежегодного отчета BBG36 на проекты («Голос Америки», русскоязычный, северокавказский 
и татарско-башкирский сервисы «Радио Свободы», а также систему мониторинга российских социальных сетей 
DIGIM) было выделено: 
 - в 2016 году 21 685 000 долларов; 
 - в 2017 году 24 301 000 долларов; 
 - на 2018 год планировалось выделить 22 110 000 долларов.  

                                                      
35 U.S. International broadcasting. Impact trough Innovation and Integration. 2011 Annual BBG Report P.29. 
36 Прошение BBG о финансировании на 2018 год, страницы 136, 143: https://www.bbg.gov/wp-
content/media/2017/05/FY2018Budget_CBJ_05-23-17.pdf  

  

Финансирование русскоязычных служб «Голоса Америки»  

 

 
 24 июля 2017 года Комитет по ассигнованиям принял законопроект, который увеличил запрашиваемый 
бюджет BBG на 81,6 миллиона долларов. При этом финансирование «Голоса Америки» планируется увеличить на 
33 миллиона, а «Радио Свободы» на 24 миллиона долларов. При этом комитет выразил решительную поддержку 
усилиям по противодействию «агрессивной дезинформации и пропаганде России», в частности, за счёт разработки 



32 33ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

эффективного вещания на русском языке37. Очевидно, что часть из этих 57 миллионов будет перенаправлена в 
русскоязычные сервисы BBG, а значит, итоговая сумма на антиправительственную пропаганду увеличится 
накануне президентских выборов в России. Для наглядного сравнения приведем таблицы из запроса на 
финансирование BBG, а также суммы, утвержденные Комитетом по ассигнованиям Конгресса США. 
 
 
Запрос финансирования, представленный BBG, суммы указаны в тысячах долларов США38 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      
37 Миллиарды на «противодействие» России: американская пропаганда усиливает нажим: https://life.ru/1032182  
38 Прошение BBG о финансировании на 2018 год, страница 3: https://www.bbg.gov/wp-
content/media/2017/05/FY2018Budget_CBJ_05-23-17.pdf  

  

Одобренное Комитетом по ассигнованиям Конгресса США финансирование служб BBG, 
функционирующих в России 39 

 

«Голос Америки» 

 

«Радио Свобода»

 
В 2016 г. BBG запустило новый информационный проект – Полиграф.инфо, направленный на 

борьбу против российских государственных СМИ на постсоветском пространстве.40 Этот медиа-ресурс 
«опровергает» так называемую «ложь» российских государственных СМИ. Однако сайт пока работает 
только на английском языке.  

В 2017 г. BBG выделит средства на изучение аудитории в разных странах, в том числе в России, 
на Украине и в Белоруссии. Результаты таких исследований Совет будет использовать для лучшего 
«понимания рынка» и изменения своего контента в соответствии с предпочтениями общества в других 
странах. Так, Совет планирует выяснить, какой информационный контент, теле- и радиопередачи 
вызывают интерес у зрителей разных стран. 

 
 
 
 
 
 

 

                                                      
39 Рекомендации Комитета по ассигнования о финансировании проектов BBG в рамках законопроекта об иностранных 
операциях, страницы 31, 32.: https://appropriations.house.gov/uploadedfiles/23926.pdf  
40 https://www.polygraph.info 



34 35ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Британская вещательная корпорация – Великобритания (BBC) 

 Телерадиовещательная корпорация BBC традиционно выступает одним из ключевых информационных 
«мягкосиловых» инструментов реализации внешнеполитических интересов Великобритании.  
 Структуры ВВС активно участвовали в освещении «арабской весны». Как следует из правительственного 
доклада, посвященного анализу внешней политики Великобритании в контексте «арабской весны»41, арабская 
служба BBC вела беспрерывное вещание в самый разгар протестов (с охватом аудитории в 22 млн. человек, в то 
время как численность онлайн-аудитории в период протестов в Египте возросла на 300%). 
 

 

 

 

 
                                                      
41 British foreign policy and the «Аrab Spring». House of Commons Foreign Affairs Committee. Second Report of Session 2012-13. P.47.  

  

 
Учитывая набирающий обороты интерес «арабской улицы» к твиттерно-фейсбучным механизмам 

мобилизации протестных масс, в период событий «арабской весны» (сентябрь 2011 г.) BBC даже запускает серию 
видеорепортажей («How Facebook Changed the World: The Arab Spring») повествуя о том, какую роль играют 
современные интернет технологии в организации антиправительственных восстаний. На официальном сайте 
прилагается следующее описание – это история о том, как в период вспыхнувшей в арабском мире революции 
новое поколение использовало Интернет и соцсети, чтобы попытаться свергнуть ненавистных им лидеров.42   

Однако в последние годы острие информационных атак ВВС все чаще направлено в сторону Москвы, а 
транслируемые сюжеты нельзя охарактеризовать иначе как тенденциозные. 

Информационные фейки, фабрикуемые Лондоном и Вашингтоном, являются звеньями одной цепи, 
скоординированной атакой на Россию и её национального лидера в преддверии важных общественно-
политических событий, связанных с выборами президента России.  Вспомним лишь несколько примеров. 

 Фильм BBC «Тайные богатства Путина» – фейк, претендующий на антикоррупционное 
расследование. 

«Доказательная база» основывается лишь на громогласных заявлениях частных лиц, заинтересованных в 
дискредитации российского лидера. Примечательна позиция официальных представителей США. В роли самого 
статусного спикера выступил Адам Шубин – замминистра финансов США, курирующий в ведомстве вопросы 
санкций. Он клеветнически обвинил президента России в «коррумпированности», не предоставив при этом 
никаких фактических доказательств. Такие заявления не могли быть сделаны без ведома официального 
Вашингтона. Это подтверждает последующее заявление пресс-секретаря Белого дома Джоша Эрнеста о том, что 
прозвучавшие голословные заявления Шубина отражают видение администрации США. 

Подобные информационные фейки раскрывают американские планы по дискредитации российского 
руководства и, прежде всего, лидера государства. При этом важно отметить, что опора вновь выискивается 
американцами внутри России, в первую очередь, среди деструктивной оппозиции, которая готова тиражировать 
любые «обличающие» государственную власть и национального лидера страны фейки. 

«Доказательная база» представлена западными политтехнологами в виде «свидетельств» от людей, 
уличенных российским правосудием в различных уголовных преступлениях. Среди интервьюированных — 
бежавшие из России от следствия Дмитрий Скарга, Сергей Колесников, а также экс-банкир Сергей Пугачёв, 
которому в России инкриминируют присвоение или растрату в особо крупном размере. Это обстоятельство не 
помешало BBC использовать его «показания», которые затем уже были поставлены под серьезное сомнение в 
самой Великобритании. После выхода фильма Высокий суд Лондона приговорил Пугачёва к двум годам лишения 
свободы за неуважение к суду, в том числе в связи с дачей ложных показаний под присягой.  

 Фильм BBC «Третья мировая: в командном пункте».  
Картина повествует о ядерной войне между Россией и НАТО из-за конфликта в Латвии, куда якобы 

входят российские войска после захвата власти русскоязычным населением одного из городов прибалтийской 
республики. Снятый в стиле прямого репортажа с места событий фильм выходит в эфир в 21 час – в прайм-тайм. 
Сценарий, спроектированный британскими политтехнологами, рисует леденящую душу картину ядерной войны, в 
которой в роли агрессора выступает Россия. 

Одна из целей снятого пвседодокументального фильма заключалась в том, чтобы спроецировать перед 
зрительской аудиторией параллельную реальность, почти неотличимую от настоящей. Для этого реальная 
картинка искусно смешивается с фейковой, что позволяет достичь максимального манипулятивного эффекта. 
Западные политтехнологи придали пропагандистской картине одновременно статусность и приближенность к 
реальности за счёт привлечения бывших высокопоставленных лиц из военно-политического истеблишмента. 
Британские политики, бывшие дипломаты и военачальники, по сценарию BBC, собираются за одним столом для 
того, чтобы своевременно дать отпор «агрессору». В числе обсуждаемых сценариев – ядерный удар по России. В 
итоге его наносит союзник Лондона – США, что ведет к глобальному конфликту. Данное творение не может 
рассматриваться иначе как информационно-пропагандистское шоу, целью которого является нагнетание 

                                                      
42 http://www.bbc.co.uk/programmes/b014grsr 



36 37ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

антироссийской истерии у западных обывателей, навязывание образа врага в лице России, а также оправдание 
усиления военно-политического присутствия США (НАТО) в регионе. 
 На первый взгляд надуманные информационные сюжеты, наполненные различными несостыковками и 
противоречиями, неприкрытой ложью могут показаться безобидными и не имеющими под собой далеко идущих 
намерений, однако на деле они являются элементами целенаправленной идеологической обработки сознания масс 
(причем как западного обывателя, так и российских граждан). Основная цель заказчиков – подрыв доверия к 
власти и подготовка общественного мнения к противодействию любым шагам руководства России, которые 
противоречат позиции западных стран, укрепление русофобии, убеждение людей в агрессивных намерениях 
российской политики, в подавлении свободы и инакомыслия, повальном уровне коррупции в высших эшелонах 
власти и экономической отсталости державы. Одновременно с этим больший акцент делается на маргинальных 
группах деструктивной оппозиции, тиражируется их мнение и подходы в оценках ситуации внутри России. Итог - 
стимулирование и информационная поддержка оппозиционных настроений должны побудить народ к смене не 
только политического курса страны, но и тех, кто отвечает за его реализацию. Не случайно именно 
государственное руководство становится одной из ключевых мишеней развернутой в СМИ кампании.  

В 2016 г. правительство Великобритании обнародовало официальный ответ на доклад комитета по 
обороне палаты общин, опубликованный под названием «Россия: влияние на оборону и безопасность 
Великобритании».43 В своем ответе (пункт 19) британские власти выражают обеспокоенность тем, что 
Великобритания и НАТО пока еще не выработали стратегию эффективного противодействия российской 
пропаганде и дезинформации. Соответственно высказывается необходимость развития комплексной 
коммуникационной стратегии для борьбы с Россией в информационной среде, где больший упор должен был быть 
сделан на долгосрочные цели, целевую аудиторию и проведение ее оценки. Особо подчеркивается, что 
Великобритания активно взаимодействует с европейскими союзниками и НАТО по защите и продвижению 
доступа к достоверной информации, особенно на русском языке, что предусматривает выделение 
дополнительного финансирования BBC и повышение ее присутствия в русскоязычном информационном 
пространстве.  

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      
43 http://publications.parliament.uk/pa/cm201617/cmselect/cmdfence/668/668.pdf 

  

Согласно отчету BBC 44, корпорация запросила у британского правительства 289 миллионов фунтов для 
вещания в России, Северной Корее, Индии и Африке. Данное финансирование рассчитано до 2020 г. 

 
 

Немецкая волна – Германия («Deutsche Welle») 
 

 «Deutsche Welle» опубликовала отчеты о своей деятельности 29 августа 2016 года и     21 августа 2017 
года45. Отчеты предоставляются за соответствующий предыдущий календарный год. В 2015 году на 
международное вещание было получено увеличенное финансирование в размере 286,7 миллионов евро. Из них 7,5 
миллионов были направлены на вещание в России и на Украине. В 2016 году дотации из бюджета составили 306,1 
млн. евро, при этом на вешание в России, на Украине и по вопросам беженцев было выделено дополнительно 10 
миллионов евро.    В 2017 году «Deutsche Welle» из федерального бюджета Германии было выделено еще больше 
денежных средств –325,6 млн. евро.46 

 

Вещание в 2016 году по России и Украине 

 
 

Средства, запланированные на вещание в России и на Украине в 2016 году 

 

                                                      
44 Отчет ВВС 2016-17 гг. http://downloads.bbc.co.uk/aboutthebbc/insidethebbc/reports/pdf/bbc-annualreport-201617.pdf  
45 Отчеты DW: http://www.dw.com/en/deutsche-welle-annual-report/a-3530526  
46 Управленческий отчет DW: http://www.dw.com/downloads/40173172/management-report2016.pdf 



38 39ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Финансовая и «нематериальная» поддержка российских СМИ  
со стороны иностранных структур 

 
Телеканал Дождь. 

Телеканал «Дождь» был неоднократно замечен в иностранном финансировании47. В течение 2014 и 2015 
года «Дождь» дважды получал гранты в размере 99 990 евро от Генерального директората по вопросам развития и 
сотрудничества ЕС, при этом отрицая факт получения данных средств в 2014 году. 

 
Получение средств «Дождем» в 2014 году 

 
 

 

 

 

 

                                                      
47 https://ec.europa.eu/europeaid/general_en 

  

Получение средств «Дождем» в 2015 году 

 
Цель выданных грантов заключалась в освещении отношений между ЕС и Россией с акцентом на проекты 

ЕС, реализуемые на территории РФ. 
 Запрашивая средства на 2017 год, американская государственная структура BBG указывала, что 
сотрудничает с тремя российскими СМИ: РБК, «Эхо Москвы» и «Дождем». 
 

BBG о взаимодействии с российскими СМИ48 

 
 

                                                      
48 Запрос средств BBG на 2017 год: http://www.bbg.gov/wp-content/media/2011/12/FY-2017-Budget-Submission.pdf 



40 41ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

За взаимодействие с «Дождем» отвечала Служба стратегического развития (OSD), подструктура BBG. 
Примечательно, что между Дождем и BBG не было заключено каких-либо соглашений, все взаимодействие 
проходило на неофициальном уровне. В действительности это нарушало правила OSD, но американская структура 
пришла к выводу, что преимущества размещения в российском телевизионном  и интернет сегменте более 
важны49. 

Также было установлено, что с помощью «Deutsche Welle» финансируется телеканал «Дождь». С 2011 
года имело место планомерное продвижение материалов DW на телеканале «Дождь», о чем свидетельствуют 
отчеты перед немецким парламентом. Также без специальных анонсов в сетку радиовещания ставилась программа 
пропагандистского характера «Geofactor aktuell», которая производилась DW. Взаимодействие с «Дождем» DW 
было обусловлено его антикремлевской позицией50.  

 
РБК. 

Согласно материалам Генеральной инспекции США за 2013 год, с РБК у BBG имеется письменное 
соглашение о сотрудничестве51. 

Сообщалось, что OSD имеет подписанное соглашение о сотрудничестве с РБК – телеканалом, 
расположенным в Москве. По итогам консультаций с РБК, репортер русской службы «Голос Америки» выступает 
с бизнес-репортажами для программы канала с понедельника по пятницу, выходящей в эфир в 21:00, а также он 
участвует в четырех прямых эфирах на фондовой бирже Нью-Йорка. 

Также в планах работы DW на период 2014-2017 года сообщается, что РБК будет выступать партнером 
вещательной корпорации. Формат взаимодействия включал перепечатку антироссийских материалов, а также 
предоставление эфирного времени журналистам DW. Имеют место и документы, подтверждающие наличие 
финансовой составляющей в отношениях РБК- DW, аналогичной той, которая имелась и в отношениях DW c 
«Дождем»52. 

 
«Новая газета», «Кавказский узел» и «Медуза». 

По сообщениям СМИ «Новая газета» получала финансирование от правительства Нидерландов, которое в 
настоящее время занимает одну из самых твердых антироссийских позиций. Она фигурирует в письме от 
правительства Нидерландов в посольство Нидерландов о предоставлении поддержки.53 

 Также известно, что Интернет-издание «Кавказский узел» имеет партнерское соглашение с 
нидерландским фондом «Free Press Unlimited», который финансируется правительством Нидерландов и входит в 
структуру антироссийского вещания в Восточной Европе вместе с «Прибалтийским центром совершенствования 
медиа», созданным на средства EED и Совета министров Северных стран. В мероприятиях, связанных с 
«Прибалтийским центром» и Советом министров стран севера, принимала участие «Медуза»54. 

Отметим, что все три издания неоднократно уличались в публикации материалов антироссийской 
направленности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      
49 Отчет Службы стратегического развития BBG:  https://oig.state.gov/system/files/217908.pdf 
50 Планирование деятельности DW на 2014-2017 гг.: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/071/1807124.pdf  
51 Отчет Службы стратегического развития BBG:  https://oig.state.gov/system/files/217908.pdf 
52 Немецкая пропаганда в российских СМИ за бюджетные средства ФРГ: https://www.vz.ru/opinions/2016/3/23/801176.html  
53 «Новая газета» финансировалась Нидерландами: http://izvestia.ru/news/590724 
54 http://norden.lv/Uploads/2016/03/02/1456926135_.pdf 

  

Программы «нематериальной» поддержки российских СМИ 
Представительство ЕС в РФ в настоявшее время реализует в партнерстве с рядом НКО программу Open 

Media. В рамках программы организуются семинары для журналистов. Например, в ней принимали участие 
журналист телеканала «Дождь» Когершин Сагиева, а также главный редактор журнала «The Insider», Роман 
Доброхотов55.  

В данных мероприятиях принимают участие преимущественно журналисты оппозиционных изданий, 
которые прямо намекают о необходимости финансовой поддержки со стороны западных стран56.  

Также при поддержке ЕС реализуются программы новостного обмена, одной из которых является 
программа Open Media Hub. В ее реализации принимают участие фонды Thomson Foundation (GB), Action Global 
Communications Ltd (CY), European Journalism Centre (NL), France Medias Monde (FR), Free Press Unlimited (NL), 
Market & Opinion Research International Ltd (Ipsos MORI) (GB), Particip GmbH (DE), на общую деятельность 
которых выделено 8 000 000 евро57. 

Применительно к России реализация данной программы предполагает создание платформы, на которой 
журналисты смогут обмениваться своими работами и взаимодействовать с ЕС. Отметим, что создание такого 
новостного хаба входит в стратегию EED по созданию общеевропейского центра антироссийской пропаганды, 
который включает в себя создание новостного хаба, фабрики неновостного контента, а также уже созданный 
Прибалтийский центр совершенствования медиа. Финансирование рассчитано на 2016-2018 год, т.е. ключевой 
электоральный цикл в России. 

 
Профинансированные элементы единого центра антироссийской пропаганды в Европе 

(«Прибалтийский центр совершенствования медиа» и «Платформа новостного обмена»)58 

 
                                                      
55 Европейская пропаганда VS российская пропаганда: https://www.znak.com/2017-06-
29/kak_prohodyat_seminary_es_dlya_rossiyskih_zhurnalistov  
56 EP Seminar - Roman Dobrokhotov - long format interview (in Russian): 
https://tvnewsroom.consilium.europa.eu//hidden//video/TUd5TDlqSGpBc0NhWnBaL2cydzZUNU11VzQ5RkRncC83UlNFaXlDL3lta2
M4a29NYzlCZ3N6QWpPanBOQXZxemx0MmF6OUh6WFRybldSZ2xGYUtMRnc9PQ  
57 https://webgate.ec.europa.eu/europeaid/online-services/index.cfm?do=publi.welcome&nbPubliList=15& 
orderby=upd&orderbyad=Desc&searchtype=RS&aofr=136510&userlanguage=en  
58 https://www.democracyendowment.eu/we-support/?country=rlmi  

  



42 43ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Финансирование российских журналистов  
иностранными структурами 

 

Матвей Ганапольский. 

 Журналист «Эхо Москвы» М. Ганапольский с 2010 года по 2014 год получал доходы от американской 
государственной структуры BBG. Всего за указанный период в рамках «профессиональной поддержки» было 
переведено 12 800 долларов. 
 

Переводы М. Ганапольскому от BBG59 

 
Оппозиционный журналист и в настоящее время продолжает работать на радио «Эхо Москвы», в своей 

программе «Реплика Ганапольского» он продолжает критически высказываться по широкому кругу вопросов 
относительно российской политической действительности.  

 

 

                                                      
59 Система раскрытия государственных трат США, запрос «Ganapolsky» 
https://www.usaspending.gov/Pages/AdvancedSearch.aspx?k=ganapolsky  

  

Александр Панов 

В 2014 – 2015 годах журналист «Новой газеты» также получал иностранное финансирование от 
американского правительственного агентства BBG. Общая сумма полученных Пановым средств значительно 
больше, чем получал М.Ганапольский. Всего на счета А.Панова было переведено 66 930 долларов. 

 
Переводы А.Панову от BBG60 

 
 В своей журналистской деятельности в указанный период А.Панов с прозападных позиций освещал 
принятие антироссийского «Закона Магнитского» и «Глобального Закона Магнитского», а также выступал в 
защиту «Голоса Америки», когда его структурному подразделению запретили вещать в России61. 
 

Олег Кашин 

 Независимый журналист О.Кашин, который в настоящее время проживает в Лондоне62, также был 
замечен в предполагаемом иностранном финансировании. 
 Журналист и блоггер не афиширует свои публикации на одном из слабо цитируемых ресурсов Rus2Web, 
несмотря на то, что обычно делает ссылки на все свои публикации на в Твиттере. 
 Отметим, что данный ресурс RFE/RL, Inc., organizacni slozka, является частью сети Radio Free Europe / 
Radio Liberty, зарегистрированной в Праге. На этом основании в СМИ также было выстроено предположение, что 
за публикации Кашин получает финансирование от BBG63. Отметим, что Олег Кашин известен как критически 
настроенный к российской власти оппозиционер. 
 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      
60 Система раскрытия государственных трат США, запрос «Paniov Alexsander»:  
https://www.usaspending.gov/Pages/AdvancedSearch.aspx?k=PANOV%2CALEXANDER  
61 Корреспондент «Новой газеты» получил от США 4,3 млн рублей за антироссийские статьи: https://antimaidan.ru/article/8620  
62 Пост на канале О. Кашина в Телеграм: https://t.me/kashinguru/5496  
63 Независимого журналиста Кашина уличили в иностранном финансировании: http://gosindex.ru/nezavisimogo-zhurnalista-
kashina-ulichili-v-inostrannom-finansirovanii/  



44 45ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Принадлежность Rus2Web к Radio Free Europe / Radio Liberty 

 
 В качестве промежуточного итога стоит выделить две тенденции, которые имеют место при 
финансировании русскоязычных СМИ со стороны иностранных западных структур.  
 Во-первых, очевидна тенденция снижения доверия к антироссийской пропаганде, как следствие охват 
аудитории у западных вещательных корпораций стремительно уменьшается.  
 Так, американское вещательное агентство BBG в отчете 2017 года представило не только прогноз о 
падении еженедельной аудитории, но и отметило снижение числа тех, кто считает информационные продукты 
агентства правдоподобными. С 2013 по 2016 год число людей, верящих программам BBG упало с 91,9% до 
67,2%64. 
 

Еженедельный охват аудитории. «Голос Америки» и «Радио Свобода» демонстрируют 
падение численности аудитории (в миллионах человек) 

 
                                                      
64 Прошение BBG о финансировании на 2018 год: https://www.bbg.gov/wp-content/media/2017/05/FY2018Budget_CBJ_05-23-
17.pdf  

  

Уровень доверия к информационной продукции BBG 

 
Вторая тенденция заключается в том, что Запад не готов мириться с данными обстоятельствами. Учитывая 

то, что Россия находится накануне главного политического события последних 6 лет (выборов президента РФ), 
предполагается значительное увеличение финансирования антироссийской пропаганды, чтобы максимально 
дискредитировать не только российские власти, но и сам институт выборов в России, активизировать протестный 
потенциал населения информационными методами воздействия. 

В условиях информационной войны против России необходимо последовательно придерживаться курса 
по выявлению фактов иностранного финансирования русскоязычных СМИ, придавать их огласке с целью 
недопущения манипулирования мнением российских граждан со стороны тех СМИ и журналистов, которые 
обслуживают интересы иностранных государств. 

 
Приблизительные расходы на вещание в России иностранных структур 

Структура Сумма Год Комментарий 
BBG 21 685 000 долл. 2016  

BBG 24 301 000 долл. 2017  

BBG 22 110 000 долл. 2018 Данная сумма была запланирована 
самим Советом управляющих 
вещанием. Однако Комитет по 

ассигнованиям Конгресса США 
увеличил финансирование BBG на 
81,6 миллиона долларов, часть из 

которых планируется 
перераспределить на русскоязычные 

сервисы 

DW 7 500 000 евро 2015 Вещание на Россию и Украину, а 
также по проблеме беженцев 

DW 10 500 000 евро 2016 Вещание на Россию и Украину, а 
также по проблеме беженцев 

Европейская 
комиссия 

99 990 евро 2014 Грант для Дождя 

Европейская 
комиссия 

99 990 евро 2015 Грант для Дождя 



46 47ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Ангажированное освещение выборов в Государственную Думу  
со стороны российских НКО и средств массовой информации 

 
 

Голос 

 Организация «Голос - За честные выборы» выпустила ряд докладов и заявлений по итогам 
выборов в Государственную Думу в 2016 году. Одним из ключевых стало заявление организации о 
незаконности вмешательства органов исполнительной власти в выборный процесс и деятельность партий, 
сложившейся практики «согласования» главами регионов кандидатов на предстоящих выборах, 
организации преимуществ для определенной партии или группы кандидатов в доступе к общественным 
ресурсам, а также создания структур, курирующих выборы и политическую жизнь.   

В заявлении «Голос» указал, что в «СМИ и публичном пространстве многих регионов открыто 
распространяется информация о том, что главы субъектов федерации и сотрудники их администраций 
лично вмешиваются в процесс подготовки к предстоящим выборам политической партии «Единая 
Россия», а иногда фактически в «ручном режиме» руководят им». Также «Голос» отметил практику 
создания неких «избирательных штабов» при региональных и местных администрациях, которые 
действовали в интересах «Единой России»65. 
 Также голос традиционно создает визуальную карту нарушений на выборах, что усиливает 
перцептивный эффект, направленный на дискредитацию институтов власти и демократических процедур 
в России66. 
 

Мемориал 

 Правозащитный центр «Мемориал» сконцентрировался на освещении выборов в конкретных 
регионах Северного Кавказа. Причиной тому стало участие Светланы Ганнушкиной в выборах депутатов 
в Государственную Думу – 2016 в Чеченской республике. Уже 19 сентября С.Ганнушкина выступала с 
заявлениями о фальсификации выборов в Чечне67. 

 

                                                      
65 https://www.golosinfo.org/ru/articles/91781 
66 https://www.kartanarusheniy.org/2017-09-10 
67 http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/289553/ 

  

Русскоязычные ангажированные СМИ 
 

 Тема выборов заняла одно из центральных мест осенью 2016 года в русскоязычных СМИ. 
Ангажированным освещением прошедших выборов отметились как отечественные, так и зарубежные 
средства массовой и информации.  
 

Телеканал «Дождь

«Голос» обвинил «Единую Россию» в подкупе избирателей после выдачи страховок школьникам 

 
Ассоциация «Голос» обвинила «Единую Россию» в массовом подкупе избирателей после того, как 

члены партии вручили более 35 тысячам первоклассников в Нижегородской области страховые полисы. 
Информация об этом опубликована в «Карте нарушений на выборах», которую делает «Голос»68. 

 
Саратовский синдром. Какими фальсификациями запомнятся выборы-2016 

 
Электоральный географ Игорь Киреев описывает различные примеры фальсификаций на 

выборах69. 
                                                      
68 https://tvrain.ru/news/golos_strahovki-416370/ 
69 https://tvrain.ru/teleshow/fishman_vechernee_shou/saratovskij_sindrom-417704/ 



48 49ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

«Медуза». Итоги выборов в Госдуму-2016. Главное 

 
Акцент в статье сделан на низкой явке избирателей и несменяемом составе Государственной 

Думы70.  
 

«Радио Свобода». Бородатые выборы с хвостом 

 
Интервью аналитика Сергея Шпилькина, который математическими методами исследует 

результаты голосования в России и на основе этих данных утверждает о наличии подтасовок и вбросов71. 

                                                      
70 https://meduza.io/feature/2016/09/19/vybory-v-gosdumu-2016-glavnoe 
71 https://www.svoboda.org/a/28000642.html 

  

BBC. Выборы в Крыму: куда делись избиратели? 

 
Один из главных тезисов статьи: «Явка на российских парламентских выборах в аннексированном 

Крыму была существенно меньше в сравнении с явкой на выборы в Верховную Раду до 2014 года»72. 
 

Российские выборы: чему мы узнали?

 
В статье делается три основных вывода на основе выборной кампании-2016 года: выборы прошли 

в условиях крайне низкой явки, «выборы не совсем честные и свободные», оппозиция потерпела 
поражение73. 

                                                      
72 http://www.bbc.com/russian/features-37421234 
73 http://www.bbc.com/news/world-europe-37410725 



50 51ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Веб-камера поймала нарушение на голосовании в России 

 
Репортаж с демонстрацией фальсификаций на выборах74. 

Financial Times. Российские выборы остаются далеко не свободными 

 
 В статье освещаются основные нарушения на выборах в российский парламент75. 

                                                      
74 http://www.bbc.com/news/av/world-europe-37404180/russian-voting-fraud-caught-on-webcam 
75 https://www.ft.com/content/a9f7df66-7b55-11e6-ae24-f193b105145e 

  

The Guardian. Россия остается лояльной к Кремлю на выборах при рекордно низкой явке 

 
Акцент в статье сделан на низкой явке на выборах, а также их безальтернативности. 
«Ситуация сложная и трудная, но люди все еще голосуют за «Единую Россию», - сказал Путин в 

воскресенье вечером. «Единая Россия» была названа «партией жуликов и воров» лидером оппозиции 
Алексеем Навальным, и, хотя многие россияне не поддерживают коррумпированных местных политиков, 
«Единая Россия» остается единственным выбором из-за ее связи с Путиным и отсутствия 
жизнеспособных альтернатив76.  

 
The Atlantic. 12 миллионов дополнительных голосов за партию Путина 

 
В статье сделан акцент на фальсификациях на выборах. Сообщается, что Единой России 

«нарисовали» 12 миллионов лишних голосов77. 

                                                      
76 https://www.theguardian.com/world/2016/sep/19/russia-stays-loyal-kremlin-election-record-low-turnout 
77 https://www.theatlantic.com/international/archive/2016/09/russia-putin-election-fraud/500867/  



52 53ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

Медиапроекты М. Ходорковского по дестабилизации 
политической ситуации 

 
 В 2016 году М.Ходорковский через сеть подконтрольных фондов профинансировал Институт 
современной России, возглавляемый его сыном Павлом. Согласно отчетности за 2016 год «Khodorkovsky 
Foundation», который по заявлениям пресс-секретаря никоим образом не связан с олигархом, 
профинансировал на сумму 315 тысяч долларов (примерно 21,1 млн. руб.) Институт современной России 
(ранее источники финансирования не были известны)78. Другой фонд FUTURE OF RUSSIA 
FOUNDATION согласно отчетности за 2016 г. также впервые перевел грант Институту современной 
России в размере 344 732 фунтов (примерно 31,3 млн. руб.)79.   

Ключевым информационным проектом Института современной России является журнал The 
Interpreter, который в 2016 году издавался совместно с BBG. Материалы The Interpreter публиковались и 
цитировались ведущими мировыми СМИ, распространялись через партнерские сети BBG в 2016 году, а 
также через сайт Открытой России80.  

BBG объявила о партнерстве с The Interpreter 

 

На сайте The Interpreter был опубликован ряд статей, посвященных выборам в Государственную Думу 
в 2016 году. 12 сентября на сайте журнала была опубликован подкаст под названием «Российское 
избирательное шоу». Подкаст был создан совместно с редактором Радио Свободы Стивом Гуттерманом. 
Основным лейтмотивом подкаста стало то, что избирательное шоу для России всегда важнее результатов 
выборов, а Кремль обеспечит себе любой желаемый результат81. 

                                                      
78 https://beta.companieshouse.gov.uk/company/04988238/filing-history 
79 https://beta.companieshouse.gov.uk/company/04529663/filing-history 
80 http://www.rferl.org/content/pressrelease/27472344.html 
81 http://www.interpretermag.com/the-briefing-russias-election-show/ 

  

 

 С участием Стива Гуттермана на сайте журнала также был опубликован подкаст негативно 
освещавший демократические процедуры в России82. 

 
 Через информационные ресурсы Открытой России М.Ходорковский предпринимает попытки по 
дестабилизации внутриполитической ситуации накануне предстоящих выборов Президента России в 2018 
году. 
 Так, в статье «Власти выгодно побеждать тихо: почему ближайшие губернаторские выборы 
пройдут без конкуренции?» сообщается, что выборы 2018 года будут неконкурентными. Отмечается, что 
тихие выборы губернаторов также не будут способствовать их легитимности83. 

                                                      
82 http://www.interpretermag.com/the-briefing-one-party-rule-and-a-new-kgb/ 
83 https://openrussia.org/notes/710962/ 



54 55ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

 
 Был запущен проект «Вместо Путина». Данный проект предполагает создание оппозиционного 
кадрового резерва для занятия высших государственных должностей. Экспертами проекта являются 
оппозиционные политики, не раз уличенные в связях с иностранными структурами84. 

 

                                                      
84 https://vmestoputina.ru 

  

Признанная нежелательной на территории РФ британская организация OR 
(OTKRYTAYA ROSSIA) уклонилась от предоставления отчетности за 2016 г.  

перед властями Великобритании 
 

Все организации Великобритании обязаны сдавать отчетность о своей работе, проектах и 
финансовом состоянии, которая публикуется на сайте «Палаты по делам организаций Великобритании» 
(Companies House). OR обязана была представить отчет за 2016 г. до 25 августа 2017 г., но так и не сделала 
этого85.  

 
В Великобритании предусмотрено наказание в виде штрафа за подобное правонарушение. Ниже 

представлена таблица по схеме штрафов. На данный момент, OR полагается выплатить штраф в размере 
150 фунтов. Если отчетность не будет представлена в дальнейшем, величина штрафа будет возрастать. 
Если компания не ведет учета своей деятельности и не сдает отчетность вовсе, предполагается ее 
исключение из реестра, перевод собственности и счетов под контроль Короны и уголовная 
ответственность для руководителей организации86.  

                                                      
85 https://beta.companieshouse.gov.uk/company/09888704 
86 https://www.gov.uk/government/publications/life-of-a-company-annual-requirements/life-of-a-company-part-1-accounts#penalties-
for-failing-to-file-accounts 



56 57ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

 

 
Генпрокурор РФ Ю. Чайка выступая в июне 2017 г. в Совете Федерации заявил, что: «Иностранная 

неправительственная организация «Открытая Россия» (прим. OTKRYTAYA ROSSIA), институт 
«Современная России» и общественно-сетевое движение «Открытая Россия», содержащиеся в том числе 
на деньги М.Ходорковского, через подставных лиц финансировали избирательную деятельность 
представителей российских оппозиционных структур, участвовали в несогласованных общественно-
политических мероприятиях. Только «Открытая Россия» в 2016 году направила на эти цели свыше 
миллиона долларов». 

Ранее Генпрокуратура признала нежелательной в России работу трех НКО, связанных с 
«Открытой Россией»: OR (Otkrytaya Rossia) («Открытая Россия», Великобритания), Institute of Modern 
Russia, Inc («Институт современной России», США) и Open Russia Civic Movement, Open Russia 
(Общественное сетевое движение «Открытая Россия», Великобритания). 

По мнению надзорного ведомства, эти организации, которые были созданы по инициативе экс-
главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, осуществляют в России «специальные программы и проекты в 
целях дискредитации результатов проходящих выборов, признания их итогов нелегитимными»87. 

 
 

                                                      
87 https://ria.ru/politics/20170607/1496004885.html 

  

Российская несистемная оппозиция привлекает западных 
политических консультантов 

 Российская либеральная оппозиция неоднократно прибегала к привлечению западных 
специалистов. 11 сентября 2017 года британское издание The Times опубликовало статью «Стратег 
кампании Берни Сандерса набрасывается на Кремль»88. В статье сообщается, что Виталий Шкляров, 41-
летний политический консультант, рожденный в Советском Союзе, а ныне проживающий в США и 
участвовавший в избирательных кампаниях    Б. Обамы и Б. Сандерса, 10 сентября побывал в Москве, где 
консультировал оппозиционных кандидатов. Шкляров планировал применить опыт по активизации 
голосования населения, полученный ранее в США, а также разрабатывал в течение предыдущего года 
проект для оппозиционных кандидатов по противоборству барьерам, создаваемым со стороны 
правительства. Ранее Шкляров уже работал с Дмитрием Гудковым на выборах в ГД в 2016 г. 

 

                                                      
88 https://www.thetimes.co.uk/article/bernie-sanders-campaign-strategist-takes-on-kremlin-2qxwcd6pv  



58 59ФАКТЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГИЙ МАЙДАНА В РОССИИ. АНАЛИТИКА - АНТИМАЙДАН

Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН совместно с движением «Антимайдан»
  

 
 
 Ранее «Антимайдан» освещал участие В. Шклярова в предвыборной кампании Д. Гудкова, когда 
оппозиционный политик пытался избраться в Государственную Думу    7 созыва от партии «Яблоко»89. 
Тогда же удалось установить, что В. Шкляров активно работал не только в США, но и в Европе, где он 
участвовал в кампании Ангелы Меркель, выборных кампаниях в Европарламент и иных 
политтехнологических мероприятиях. 
 Тогда, Д.Гудков отмечал, что В.Шкляров отвечал за разработку агитационной продукции, а также 
содержательную и креативную сторону предвыборной кампании оппозиционера. 

Благодаря, в том числе поддержке западных консультантов, команде Д. Гудкова удалось добиться 
некоторых успехов на муниципальных выборах г. Москвы и подготовиться к выдвижению Д. Гудкова 
кандидатом на выборы мэра Москвы в 2019 г.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      
89 https://antimaidan.ru/news/8459  

  

Заключение 
 Становится очевидным, что Запад давно выработал стратегию вмешательства в информационное 
пространство суверенных государств, используя для этого как собственные СМИ, так и СМИ, действующие на 
территории своих стратегических оппонентов. 
 В рамках доклада была подробно проанализирована информационная кампания, запущенная для 
подготовки и успешной реализации государственного переворота на Украине в 2014 году, а также   легитимации его 
последствий и преодоления кризисных моментов. Было выявлено финансирование украинских «независимых» 
СМИ и связанных с ними некоммерческих организаций. Информационная кампания на начальном этапе подрывает 
доверие к легитимной действующей власти, активизирует протестные настроения, способствует переходу 
протестного потенциала из онлайн-пространства в оффлайн, т.е. на улицы. Людей убеждают о том, что они идут 
правильным путем, строят свое светлое и демократическое будущее. Однако вместо этого происходит демонтаж 
политического режима и узурпация власти прозападными силами.   
 Сценарий майдана, который был реализован на Украине, планомерно пытаются реализовать и в России. 
Российские оппозиционные медиа и связанные с ними НКО продолжают получать иностранное финансирование, 
что приводит к формированию пула медиа, чья деятельность характеризуется отчетливой антироссийской 
направленностью.  
 За последние годы грамотно выстроенная и эффективная информационная работа с российским 
населением со стороны государства, государственных СМИ и проправительственных НКО привела к тому, что в 
российском обществе значительно снизилось доверие к иностранным пропагандистским медиа. Однако на Западе 
не готовы мириться с тенденцией снижения влияния своего информационного воздействия на население своих 
стратегических оппонентов, поэтому изыскиваются новые возможности донесения своей пропаганды: делается 
акцент на социальных медиа, новых способах доставки информации, качественно новых информационных 
продуктах. Россия находится на пороге президентских выборов 2018 года, а это значит, что будут предприняты 
максимальные усилия для дискредитации института выборов в России и реализации сценария государственного 
переворота, аналогичного тому, что произошел в 2013-2014 гг. на Украине. 
 Противодействие информационной агрессии, направленной на разрушение российского 
информационного суверенитета, является важнейшей задачей самого государства и гражданского общества. 
Интенсивность информационных атак будет увеличиваться с приближением важных внутриполитических событий, 
связанных с очередными президентскими выборами в России. Следует также ожидать увеличения количества 
публикаций ложной информации, подаваемой в виде «объективного расследования» с целью дискредитации 
внешней и внутренней политики России, государственного руководства страны, а также российских 
государственных институтов.  

Необходимо свести к минимуму возможность влияния деструктивных сил на информационное поле внутри 
России, ограничить любые возможности вмешательства извне для дестабилизации общественно-политической 
ситуации в государстве. Особую значимость приобретает работа со СМИ. Крайне важно укрепление отечественных 
информационных потенциалов (государственных СМИ) с целью оперативного распространения достоверной 
информации относительно предпринимаемых российским руководством действий, как на международной арене, 
так и внутри страны. 

Ведущаяся против России информационная война направлена на дестабилизацию ситуации внутри страны 
и создание предпосылок к осуществлению государственного переворота прозападными силами. В этой связи 
особую значимость приобретает работа с гражданским сегментом «мягкой силы» России – ее многонациональным 
обществом, формированием внутри него полного неприятия деструктивных идей и навязываемых западной 
пропагандой разрушительных ценностей. 
 


