06 июня 2017 - 10:50

Организация, которая имеет аббревиатуру OCCRP, выпустила очередной опус, на этот раз призванный «раскрыть» попытки влияния России на страны бывшей Югославии. В фокусе внимания «расследования» — Македония. Кто-то явно насмотрелся шпионских фильмов, которые далеки от реальности.

В Македонии должность премьер-министра — ключевая. Президент страны Георге Иванов решает стратегические вопросы, а вот каждодневная деятельность и даже часть внешнеполитических функций — это прерогатива главы кабмина. Своя страна — свои порядки: например, в США президент страны — фактически глава правительства, и должности премьер-министра не существует в принципе.

Кандидатуру на должность премьер-министра Македонии, предложенную президентом, утверждает парламент. Таким образом, с 31 мая этот важный пост в стране занимает Зоран Заев, глава Социал-демократического союза Македонии (СДСМ). Прежний премьер-министр, Никола Груевский, был шестым главой кабмина и занимал свой пост с 27 августа 2006 года по 18 января 2016 года. Однако до 31 мая Груевский, лидер консервативной ВМРО-ДПМНЕ (Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия македонского национального единства), оказывал идеологическое влияние на текущую деятельность правительства этой страны.

Из расследования OCCRP получается, что власти России поддерживали Груевского, а раз он потерял пост главы правительства Македонии, то Москва якобы потерпела поражение. Большей чуши придумать сложно, и вот почему.

Никола Груевский действительно не поддерживал санкции в отношении российской экономики. Ограничительные меры ввели 28 стран ЕС, а в мае этого года к ним присоединились еще три страны Старого Света — Албания, Норвегия и Черногория. 

Позиция Груевского была выгодна экономике самой Македонии, где фактическая средняя заработная плата составляет в рублевом эквиваленте около 13 тысяч в месяц, а безработица достигает 40%. Македонским фермерам удалось избежать продуктовых антисанкций и нарастить поставки сельскохозяйственной продукции в Россию в конце 2015 года — начале прошлого года. На их долю пришлось три четверти от всего импорта товаров из республики в Россию.

Однако политическая нестабильность в Македонии привела к ухудшению экономического состояния страны. Стал сокращаться оборот местных предприятий, в результате чего поставки в Россию по итогам I квартала этого года уменьшились до 16,678 миллиона долларов или на 19,36% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если экстраполировать эти данные на весь год, а также учесть, что население Македонии составляет чуть более 2 миллионов человек, то продажи товаров в Россию дают доход в расчете на каждого македонца в размере 32 долларов в год.

Сотрудничество России и Македонии, конечно, не ограничивается торговлей. К концу июля прошлого года российская компания построила в счет долга СССР участок газопровода в 61 километр. Стоимость проекта составляла 75,7 миллиона долларов. В феврале этого года также стало известно, что РФ погасила советские долги перед этой страной поставками продукции российской промышленности. Речь шла о сумме в 60,6 миллиона долларов. Кроме того, развивается взаимный туристический обмен, учитывая, что Скопье при определенных условиях предоставляет возможность безвизового въезда в Македонию российским гражданам.

Небольшой экономике страны выгодно сотрудничество с Россией, и эта прагматическая логика — главный фактор экономического курса, который проводил до недавнего времени Груевский. Но куда смотрела и смотрит элита Македонии в политическом смысле? Правда заключается в том, что в Скопье никогда не было и нет в правящей верхушке ни одного влиятельного политика, который выступал бы, например, за отказ от заявки Македонии на вступление в НАТО и ЕС, а также говорил бы о желательности присоединения свой страны к Евразийскому экономическому союзу (ЕврАзЭС).

Напомним, что в ЕврАзЭС, наряду с Россией, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Этот экономический союз выстроен по демократическим принципам, в отличие от ЕС, где верхушка Евросоюза диктует странам, как им вести не только экономическую политику, но и внешнюю, а также фактически забирает львиную долю суверенитета 28 стран этого объединения. Неудивительно, что интерес к взаимодействию и даже возможному участию на тех или иных условиях в ЕврАзЭС проявляют такие страны, как Турция, Иран, Китай и Израиль. Очевидно, что экономическая платформа ЕврАзЭС может выступить основой для гармонизации и политических отношений между разными государствами без нарушения их суверенных прав.

В Македонии все последние годы вектор на вступление в НАТО и ЕС был отчетливо виден, а за 2016 год он лишь усилился. Критика НАТО в ведущих изданиях с государственным участием была сведена на нет, хотя еще в 2015 году она изредка появлялась. Что же происходило?

Дело в том, что и президент Македонии Георге Иванов, и премьер-министр Никола Груевский неоднократно публично высказывали недовольство НАТО и ЕС, что их страну пока не берут в эти объединения. При этом Скопье установило тесное военное взаимодействие с Североатлантическим альянсом. Почему Македонию не брали в свой состав НАТО и ЕС? По членству в этих объединениях возникали у Скопье проблемы с Афинами, связанные с названием их страны — Македония, которое идентично названию одного из регионов в Греции. Эта формальность была и остается одним из препятствий. Помимо этого, идея присоединения к НАТО и ЕС не находила полного понимания македонцами, и это чувствовала политическая элита страны, однако свой курс она никогда даже и не думала менять.

Политическая карьера Николы Груевского грозит стать его личной трагедией. Его заигрывание, если не сказать заискивание, перед вице-президентом США Джо Байденом было всем очевидно. При этом сразу же было понятно, что сценарий политической судьбы Македонии писался в Вашингтоне. 

Как все развивалось? 27 апреля 2014 года партия Груевского ВМРО-ДПМНЕ побеждает на выборах, и он становится премьер-министром. В отношении политика начинается вброс «компромата» о якобы коррупции его самого и ключевых членов партии. Ловко смонтированные аудиозаписи, тщательно подогнанные документы — по сути, фальшивки — привели к тому, что страну с начала 2015 года залихорадило. Понятно было, что за этими фальшивками стояли некоторые американские неправительственные организации, о чем Груевский знал, но громко стал говорить лишь позже. Политические манифестации в стране, хорошо отрежиссированный протест привели к тому, что Груевский согласился подписать 2 июня 2015 года так называемый Пржинский договор (Пржино — один из районов Скопье), который сочинили представители ЕС и США. 

По условиям этого соглашения, самый популярный политик в стране, Груевский, должен был подать в отставку и объявить новые выборы. Он долго тянул с отставкой уже после подписания, на него давили представители ЕС и США, и в итоге 18 января 2016 года он — уже не премьер-министр. Зачем Груевский позволил ЕС и США определять события, относящиеся к суверенной политике Македонии? Зачем потом согласился обсуждать дату выборов и прислушиваться к мнению посла США в Скопье Джесса Бейли, который решил, что 24 апреля прошлого года — дата выборов, которая не подходит Македонии, исходя из его личного мнения? Почему Груевский согласился на то, что оппозиция получила де-факто больше возможностей присутствия в масс-медиа, в том числе в государственных СМИ, при том что он знал, что СДСМ использует против него «компромат», изготовленный рядом американских НКО, которые проводили линию команды Обамы? 

В результате выборы были фактически согласованы во всех смыслах с посольством США в Скопье, на них победила с небольшим перевесом СДСМ. Благодаря созданию коалиции с другой партией ей удалось набрать большинство голосов, а ее лидер получил пост премьер-министра страны. Заметим, что вопрос положения албанцев в республике стал лишь инструментом для проведения линии Вашингтона во внутренней политике Македонии. 

Также стоит подчеркнуть, что для заморских технологов вмешательство во внутренние дела и национальные, социальные, экономические вопросы других стран лишь подсобный инвентарь, используемый для своих целей. Даже конструктивную критику тех или иных аспектов экономического курса они искусно используют для раскачки внутриполитической ситуации в том или ином государстве. Любимой методикой в последнее время для них стал вопрос противодействия коррупции. Делая вид, что не замечают последовательной и каждодневной работы правоохранительных органов в той или иной стране, они пытаются создать ложное ощущение у граждан, будто «борьба с коррупцией не ведется», и подсовывают им в качестве решения собственные «антикоррупционные комитеты».

И даже зная все это, зачем Груевский согласился на уговоры вице-президента США Джо Байдена, чтобы в Скопье появился наднациональный силовой орган — офис специального прокурора (SPO), который не стеснялся получать указания в посольстве США и сразу же занялся расследованием «коррупции» Груевского и членов его команды на базе фальшивок? 

Об угрозе таких структур говорил 14 марта Владимир Путин. «Некоторые страны, претендующие на глобальное лидерство, а если быть более точным, то претендующие на глобальное господство, начали внедрять практику создания так называемых антикоррупционных комитетов — параллельных органов власти, которые чаще всего используются не для того, для чего они созданы, а с целью манипуляции во внутриполитической сфере», — сказал президент России. Глава государства тогда подчеркнул, что «Россия, разумеется, никогда ничего не позволит создать у себя, но в некоторых восточноевропейских странах такие структуры уже созданы».

Что ждет Груевского? Офис SPO намерен озвучить окончательную редакцию обвинения до начала июля. После этого вполне возможен арест и несправедливый суд — такой же, какого удостаивается бывший президент Гватемалы Отто Перез Молина. Он действовал по тому же сценарию Байдена: отдал суверенитет своей страны Вашингтону, а теперь полулегально записывает видеоролики из тюрьмы, где рассказывает всю подноготную о влиянии США на политику Гватемалы. Подобный финал стал бы трагедией для Груевского — самого популярного политика в Македонии, который оказался в тисках американского «правосудия», насажденного на македонскую почву. 

В итоге возникает последний вопрос: так пыталась ли Россия повлиять на политику Македонии? Очевидно, что Россия не участвовала в сломе политического суверенитета Македонии, который случился в Пржино при участии политиков ЕС и США. Не российский посол в Скопье, а американский посол выходил к представителям СМИ Македонии и заявлял, как будто это дело решенное, что власти страны не будут проводить выборы 24 апреля.

Понятно также, почему такую линию выбрала Москва: в современном мире политический авторитет значит очень многое. Президент России Владимир Путин выбрал линию на строгое соблюдение международного права и уважение суверенитета других государств, и этого курса он придерживается уже 17 лет. 

Элита ЕС и США, замаравшая себя вмешательством в дела других государств, не может успокоиться и, сваливая с больной головы на здоровую, пытается найти следы «вмешательства» России то в американские выборы, то в выборы во Франции, то теперь, исходя из «расследования» OCCRP, в политический процесс в Македонии.

В Брюсселе и Вашингтоне, наверное, потирают руки от того, что две основные политические партии в Македонии, СДСМ и ВМРО-ДПМНЕ, по факту, выступают за НАТО и ЕС. Конечно, ведь на цели вмешательства во внутреннюю политику Македонии Брюссель и Вашингтон потратили более 100 миллионов евро. И теперь, чтобы не потерять «завоевание», там решили погромче крикнуть, что Россия «вмешивается» в дела Македонии. Глупая тактика и проигрышная стратегия: ни в одной стране мира, куда так нагло влезали ЕС и США, не происходило экономического подъема. И народ Македонии, а не послы США и ЕС, в итоге сделает все же правильный выбор, а политики в Скопье его уже не смогут игнорировать. И вот именно этого боятся в НАТО и в верхушке ЕС.

Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при президенте РФ