16 июня 2015 - 10:19

15 июня принесло с собой сразу несколько информационных поводов, заставляющих российское общество задуматься об активности блока НАТО у границ РФ. А между тем представители североатлантического альянса ведут свою деятельность и внутри самой России. И результаты этой деятельности могут оказаться в долгосрочной перспективе гораздо более опасными, чем бряцание оружием на наших западных рубежах. Но обо всем по порядку.

Вчера интернет-сообщество активно обсуждало сразу несколько тем, связанных с НАТО. Во-первых, всех взбудоражила новость о том, что США планируют, размещение танков, БМП и другого тяжелого вооружения на территории Прибалтики и Восточной Европы, в качестве поддержки для располагающихся там 5000 американских военных. Экспертное сообщество однозначно трактует подобные намерения как поддержку (пусть пока и моральную) сил НАТО, сосредоточенных у наших восточных границ.

Затем масла в огонь подлил бывший сотрудник Госдепа США, американский журналист и писатель Уильям Блум, подтвердивший неслучайность обеспокоенности российского МИДа по этому поводу. «Это лишь еще один шаг США и НАТО в попытке окружить Россию», - откровенно заявил он.

Непосредственные структуры НАТО также не сидели в течение этой недели сложа руки: 15 июня появились сообщения о том, что в Таллине прошло торжественное открытие командного центра альянса. Это один из 6 координационных штабов НАТО, которые начнут работать вдоль российских границ, на территориях Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Болгарии и Румынии.

Подобная активность НАТО обеспокоила даже убежденного либерала Алексея Кудрина, заявившего, что снижение напряженности между Россией и Западом зависит от остановки продвижения НАТО в сторону наших границ. Если уж Алексей Леонидович начал проявлять беспокойство по поводу расширения НАТО на восток, то угроза и впрямь более чем осязаема.

На фоне этих громких событий практически незамеченной прошла отставка руководителя информбюро НАТО в Москве Роберта Пшеля. А ведь к факту его перевода на работу в Брюссель и возглавляемой им структуре следует присмотреться повнимательнее.

Во-первых, эвакуация мягкого и дипломатичного Пшеля из Москвы означает приход на его место более жесткого и прямолинейного эмиссара. Во многом логика ситуации сходится с рокировкой Макфола и Теффта на посту посла США в России. Во-вторых, смена представителя НАТО означает смену долгосрочной и глубокой «soft power» стратегии более ситуативными и жесткими сценариями в диалоге Россия-НАТО.

Особый интерес представляют итоги работы Пшеля на посту руководителя информбюро НАТО в Москве. А они впечатляют: с 2010 года ему удалось построить в России целую сеть «гражданских лоббистов», или, грубо говоря, агентов влияния блока НАТО на территории РФ. Причем их контингент состоит не из пресловутой «демшизы», котирующей плакаты в стиле «НАТО приди - порядок наведи», а из молодой интеллектуальной элиты России, с именами которой связан завтрашний день ее политики. В зоне особого внимания Пшеля все эти годы находились молодые ученые (преимущественно гуманитарного направления), лидеры общественных молодежных инициатив, и иные «кадры», способные поддержать линию, проводящуюся представительством НАТО в РФ.

Так, официальный сайт представительства НАТО в России пестрит сообщениями о проведенных встречах с указанными «таргет группами»:

 

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_91467.htm

 

 

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_90807.htm

 

 

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_98952.htm

 

 

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/102983.htm

 

 

 

 

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_104966.htm

 

 

 

 

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_105922.htm

 

 

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_106937.htm

 

 

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_109082.htm

 

 

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_109862.htm

 

 

Вот лишь некоторые структуры и персоналии, упоминания о сотрудничестве с которыми встречаются на официальном сайте информбюро НАТО в России и которые тем или иным образом попадали в орбиту влияния информбюро альянса:

 

Институт США и Канады РАН;

 

Европейский учебный институт МГИМО;

 

Дальневосточной федеральный университет (ДВФУ);

 

Дальневосточный центр изучения Канады и США;

 

Кубанский государственный университет;

 

Региональное отделение Ассоциации Европейских Исследований в Краснодаре;

 

филиал КубГУ в Геленджике;

 

(МШУ) СКОЛКОВО;

 

Практикум Центр международной и региональной политики (Санкт-Петербург);

 

Фонд «Российско-польский центр диалога и согласия»;

 

Казачун Г.А., профессор кафедры всеобщей истории, археологии и антропологии Школы гуманитарных наук ДВФУ;

 

Первый проректор Кубанского государственного университета Александр Иванов, поддерживающий идеалы «арабской весны»:

 

«Двадцатый век был веком войн и катастроф, веком страшных потрясений и массовых репрессий, множества локальных конфликтов. Поэтому ни о каких гарантиях прав и свобод граждан говорить не приходится, а двадцать первый век можно рассматривать как век прав человека, отсюда массовые протестные движения, включая так называемую арабскую весну».

 

Дмитрий Данилов из Института Европы РАН Андрей Серенко из Центра изучения современного Афганистана;

 

Эгнара Вартаньян из Кубанского государственного университета;

 

Нана Гегелашвили из ИСКРАН

 

Мы можем только догадываться каковы масштабы всей российской сети «гражданских лоббистов», подготовленных НАТО.

 

Но на лицо очевидный факт: структуры НАТО в России уже успели создать мощный интеллектуальный плацдарм, задачей которого будет являться оправдание действий альянса в приграничных с Россией зонах и риторики блока в информационном пространстве РФ. Нельзя не признать, что это мудрая и долгосрочная стратегия: если не получается пробить ворота крепости тараном, нужно найти людей, готовых отпереть их изнутри.