18 августа 2015 - 11:56

Росфинмониторинг собирается обязать банки и некредитные финансовые организации сообщать о контрагентах иностранных нежелательных организаций. Накануне появился проект правил уведомления ведомства об отказах в проведении операций с нежелательными организациями, он представлен для общественного обсуждения.

Согласно документу, все участники финансового рынка, в том числе банки, брокеры, негосударственные пенсионные фонды, управляющие и страховые компании, микрофинансовые организации и ломбарды, будут обязаны отказывать нежелательным организациям в сотрудничестве. Также они должны в течение суток уведомить Росфинмониторинг по электронной почте о попытках перевода денег в РФ и потенциальных адресатах. Сообщать о контактах с нежелательными организациями предстоит и тем структурам, которые обслуживают и контролируют деятельность участников рынка. К ним относятся, например, бюро кредитных историй, рейтинговые агентства и биржи.

Закон о нежелательных иностранных организациях вступил в силу в России в начале июня. Он запрещает российским банкам и некредитным организациям каким-либо образом с ними сотрудничать. Нарушение запрета грозит штрафом в размере 50-100 тыс. руб. В конце июля в специальный реестр, по решению Генпрокуратуры, была внесена первая нежелательная организация: американский Национальный фонд в поддержку демократии (National Endowment for Democracy, NED). Реестр ведет Минюст.

Вместе с тем, «Известия» сегодня пишут, что лишь небольшая часть выделенных государственных субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям уходит на реализацию социальных программ. Большая часть выделенных бюджетных средств просто проедается персоналом этих НКО. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты по результатам проверки и анализа эффективности государственной финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) по линии Минтруда и Минэкономразвития.

 

 Александр Тарнавский, депутат ГД, автор закона о нежелательных организациях:

«Закон о нежелательных организациях был принят очень вовремя. Я благодарен коллегам в парламенте, которые в тот момент поддержали мою инициативу. Мы увидели, как нервно отреагировали иностранные структуры, в значительной мере занимающиеся антироссийской деятельностью. Например, американский Национальный фонд в поддержку демократии заявил, что этот закон нарушает российскую Конституцию. Подобные заявления в такой нервной форме ничего, кроме смеха, не вызывают. Мы все делаем все правильно. Мы ставим барьеры на пути того, чтобы из нас делали колонию. Пусть работают и дружат с нами на равных! 

России необходимо двигаться своим курсом и только усиливать позиции. Мы не будем молчать, когда против нашей страны совершаются неадекватные действия. Этим законом и правоприменением мы будем показывать, что Россия не боится отвечать на выпады Запада. У нас есть своя правда! И мы боролись и будем бороться с недружественным поведением со стороны различных антироссийских сил. 

Мы открыты для всех, мы хотим дружить, мы любим тех, кто нас любит. Но если нас хотят подчинить, поставить на колени, мы всегда найдем достойный ответ. Спасибо Президенту, что несмотря на давление Госдепартамента США, МИДа Великобритании и, к сожалению, уполномоченного по правам человека в России Эллы Памфиловой, он подписал этот закон. Будем следить за тем, как он выполняется, тем более, что первые шаги Генпрокуратурой уже были сделаны».

 

Георгий Филимонов, доктор политических наук, профессор РУДН: 

«Решение о том, что банки и другие участники финансового рынка должны информировать Росфинмониторинг о получателях средств, поступающих от нежелательных организаций, носит совершенно прагматичный, здравый характер на фоне сложившейся международной обстановки. Дело в том, что через НКО формируется управляемое сетевое пространство для возможной последующей дестабилизации политической ситуации в стране посредством манипулирования этим полем и расстановки на разных уровнях и участках этой сети своих агентов. Это необходимый компонент технологии демонтажа политического режима. 

Трагический пример Украины более чем очевиден. Там финансирование как раз и проходило по линии НКО и НПО, аффелированных с госучреждениями других стран. Они были заряжены на действия по сценарию внешней управляющей силы в случае начала управляемых катаклизмов в стране. Дело в том, что последующая инфильтрация в ткань общественного сектора через финансирование деятельности НКО, закладывает в разных точках заряды, чтобы в назначенный час привести к взрыву, то есть дестабилизации ситуации в стране. Примеров этого очень много. В США появление НКО как агента иностранного государства вообще немыслимо. Как только организация попадает под юрисдикцию США, она сразу попадает под колпак. Даже единичной организации там не дадут развернуться, не говоря уже о создании целой сети. 

Россия действует вполне обосновано в рамках международного и национального правового поля, выстраивая эшелонированную защиту своих интересов, и прежде всего, обеспечивая национальную безопасность  на фоне антироссийских шагов коллективного Запада. По крайней мере это то, что касается взаимоотношений России с американцами и их союзниками, которые подстраиваются под вашингтонский оркестр. Однако на фоне всей внешнеполитической конъюнктуры нужно понимать, что главное — избежать перекосов. Нужно не допустить использования нового инструмента в корпоративных войнах между финансовыми организациями, чтобы не происходило доносительства и опорочивания репутации. Так же не должны пострадать интересы российских некоммерческих организаций, занимающихся социально значимыми проектами, которые не сотрудничают с нежелательными организациями и не получают средств из-за рубежа».