«Новая газета» наряду с интернет-изданием «Кавказский узел» в 2012 году получала прямую господдержку от правительства Нидерландов. Власти страны могут оказывать существенное влияние на редакционную политику этих СМИ. «Известия» провели детальное расследование вопроса иностранного финансирования деятельности «Новой газеты». Журналисты нашли прямую взаимосвязь редакционной деятельности с позицией голландских властей.
«Известия» ссылаются на отчет, размещенный на официальном сайте правительства Голландии. В руководстве «Новой газеты» подтвердили получение материальной помощи. Однако, по словам главного редактора газеты Дмитрия Муратова, средства были использованы на развитие нового сайта и никак не повлияли на политику редакции: «Мы подавали заявку, когда они публично заявили о том, что они готовы поддерживать обновление и создание новых сайтов. Мы получили грант и официально отчитались за его исполнение. Мы сменили сайт: запустили мультимедийный проект. У нас своя студия, свой лекторий и сюжеты, которые практически каждый день обновляются, — пояснил Муратов. — На редакционную политику это не влияло. Какая редакционная политика может быть у нас с голландцами?».
Вместе с тем, после падения на Украине малайзийского Boeing, «Новая газета» за год разместила более 100 публикаций на эту тему. Среди заголовков основных материалов часто встречаются те, в которых ответственность за случившееся прямо перекладывается на Россию. Например, «Премьер Австралии возложил вину за падение Boeing на Россию», «В Голландии — траур, в Европе — винят Россию», «Вашингтон обвиняет Владимира Путина в крушении Boeing над Украиной». Нейтральные заголовки, по мнению «Известий», бывали, но редко — «Левада-центр: 80% россиян действительно считают, что Boeing сбили украинцы».
В прошлом году, в частности, издание вышло с извинениями на голландском языке «за сбитый пророссийскими террористами малайзийский Boeing». Передовица «Новой» с заголовком «Прости нас, Голландия» (на голландском и русском языках) также была в точности продублирована на сайте крупнейшей ежедневной газетой Нидерландов De Telegraaf. На обложке была размещена фотография с изображением траурной процессии автомобилей.
Также «Новая газета» издала целый ряд публикаций из других международных изданий, в которых в гибели людей при крушении прямо обвиняется Россия. Например, в польской статье «Международная пресса — о крушении малайзийского Boeing в Донецкой области» говорится, что 298 погибших авиапассажиров являются жертвами безрассудной и циничной политики Путина. В публикации французского Libération указывается, что почти 300 человек были убиты ради амбициозных идей российского президента.
«Известия», исходя из добытой информации, называют политику «Новой газеты» вполне определенной и однозначной.
Михаил Леонтьев, журналист, публицист, главный редактор журнала «Однако»:
«Новая газета придерживается определенной политической ориентации. Она полурадикально оппозиционная. Этот грант – вполне естественное сотрудничество единомышленников. Я не вижу у редакции «Новой газеты» принципиальных разногласий с официальной линией голландского правительства. Это, в общем, такая «голландская» газета. Грант они признали, все понятно. Законом это не запрещено, а их имидж это никак не портит, поскольку этот грант их имиджу вполне соответствует.
Конечно, «Новая газета» зависима от того, что совокупно называется Западом. Напомню, что один из владельцев этого издания – Михаил Сергеевич Горбачев. Он в этом случае – знаковая фигура, от него же реально ни копейки не получишь, у него нет ничего. То есть именем торговать можно, но в саму газету он может вложить полторы копейки.
Михаил Леонтьев: «Новая газета» зависима от того, что совокупно называется Западом.
Я бы не стал слишком много внимания уделять этому гранту. Да, «новая газета» получила деньги от политических структур, позиционирующихся как противники России. Об этом писал Эдуард Лимонов: теперь есть такая политическая философия – предательство Родины».
Сергей Михеев, российский политолог. Директор Центра политической конъюнктуры:
«Даже чисто технически невозможно, чтобы получение гранта от иностранного правительства не влияло на политику издания. Любой, кто получал грант, знает, что к нему прилагается техническое задание, в котором оговорен целый ряд условий. Для того, чтобы получить грант, организация должна соответствовать целому ряду требований. Поэтому раз «Новая газета» получила от Голландии деньги, значит, подобные условия подписывались. Значит, перечень этих обязательств, причем перед иностранным грантодателем, существует. Более того, существует форма проверки. И по итогам грантового срока руководству СМИ необходимо будет писать отчет, как они выполняли эти условия и как шли к поставленной цели. Поэтому даже с технологической точки зрения невозможно быть независимым от грантодателя.
Сергей Михеев: Невозможно, чтобы получение гранта от иностранного правительства не влияло на политику издания
Я не исключаю связи между огромным количеством публикаций в «Новой газете» на тему сбитого над Украиной Боинга и полученным от правительства Голландии грантом. Возможно, были какие-то устные договоренности между руководством издания и голландцами. А может быть, это личная инициатива «Новой газеты» - прогнуться перед зарубежным грантодателем. Этого я не исключаю тоже».
Николай Стариков, писатель, публицист, сопредседатель движения «Антимайдан»:
«Это тот редкий случай, когда я согласен с Дмитрием Муратовым. Получение гранта от голландского правительства никак не отразилось на политике «Новой газеты». Она как была антироссийской и русофобской, так русофобской и антироссийской и осталась. Собственно говоря, существование самой «Новой газеты» абсолютно не ново. В нашей стране Западом финансируются, пестуются и поддерживаются антироссийские средства массовой информации. Остается только порадоваться, что за последнее десятилетие таких СМИ стало на порядок меньше».
Николай Стариков: В нашей стране Западом финансируются и поддерживаются антироссийские средства массовой информации.