19 октября 2015 - 17:14

Быть России в ПАСЕ или не быть? Дискуссии на эту тему все еще продолжаются, окончательное решение не принято.

Глава Парламентской ассамблеи Совета Европы Анн Брассер призвала РФ вернуться к работе в структурах организации. В частности, в постоянном комитете, не отказываясь полностью от диалога с Ассамблеей.

По итогам встречи со спикером СФ Валентиной Матвиенко Брассер заявила журналистам, что российская делегация остается членом ПАСЕ. Она подчеркнула, что это делегация РФ после того, как ее лишили права голоса, приняла решение прекратить сотрудничество.

Но председатель ПАСЕ полагает, что можно вернуться и участвовать в работе постоянного комитета Ассамблеи для того, чтобы вместе искать решение этой проблемы: «Обе стороны должны сделать шаг навстречу. (…) Нужно продолжать поиск решения для восстановления взаимодействия с российской делегацией, потому что Россия является партнером Совета Европы и членом ЕС в парламентском измерении».

Она также сказала, что «очевидно, что мы не продвинулись в вопросе будущего сотрудничества с российской делегацией».

Спикер российского Совета Федерации в свою очередь заявила, что восстановление полномочий делегации РФ является политической ответственность ПАСЕ. Матвиенко выразила надежду на  правильное, корректное решение в отношении России на январской сессии Парламентской ассамблеи и добавила, что единственное условие возвращения российской делегации к работе заключается в восстановлении ее полноформатного участия.

Санкции против российской делегации в ПАСЕ были введены в апреле прошлого года из-за позиции РФ по Украине и присоединения Крыма. Российские парламентарии были лишены права голоса, права участия в заседаниях уставных органов и мониторинговой деятельности. В этом году санкции продлили. Брассёр ранее заявила, что вопросы о восстановлении полномочий делегации РФ могут быть рассмотрены в январе.

Россия, вместе с тем, остается одним из главных спонсоров этой структуры. Членство в ассамблее обходится стране в 32 миллиона евро — это 11% бюджета организации. 

Михаил Леонтьев, журналист, главный редактор журнала «Однако»:

«Я никогда не понимал смысла присутствия России в организации под названием ПАСЕ. Это всегда было каким-то мазохизмом. Во-первых, Россия её в некоторой степени содержит. Не одна, конечно. Организация создана для того, чтобы учить нас цивилизованным манерам. И, собственно, это была сознательная идея. Давайте начнем с того, что исторически ПАСЕ — это наследие Хельсинского пакта. При этом от Хельсинского пакта осталась только ПАСЕ, больше там ничего не осталось. 

Кстати, такая вещь: Россия ввела мораторий на смертную казнь для того, чтобы быть в ПАСЕ. Дискуссия о том, нужна ли смертная казнь или не нужна, имеет право на существование. И этот вопрос не однозначный. Но мы же отказались от смертной казни не потому что это внутренние убеждения и консенсус российского народа, а исключительно потому что мы хотим быть в ПАСЕ. Исключительно по этой причине. Это не просто унизительно, это глупо. Всякие контакты дипломатические полезны, но для этого не нужно участвовать в организации, которая периодически лишает нас права голоса, рассказывает, на каком уровне они будут выстраивать с нами отношения, точечно или сплошняком. Почему мы должны это от них слушать, с какой радости, да ещё за наши деньги? Никаких преимуществ, кроме статуса допущенных в «европейскую переднюю», мы не имеем.

 Вот наши партнеры и большие американцы никогда бы в жизни не позволили себе участвовать в такой организации. Им бы в голову не пришло просто участвовать в организации, которая не дает им никаких прав, но при этом берет на себя функцию указывать, воспитывать, ставить на вид, устраивать какие-то разбирательства или слушания, и так далее. У них бы даже воображения не хватило участвовать в такой организации. Поэтому мне неинтересно слушать, что там говорит эта дама (глава ПАСЕ, Анн Брассер — прим.ред.). Я понимаю, что по должности (Валентина) Матвиенко должна с ней встречаться, но я могу только посочувствовать главе СФ. Они решили, что надо налаживать контакт. На самом деле, это неинтересно. Европа даже на уровне политически формально дееспособных структур: руководства ЕС, Европейской Комиссии, глав отдельных государств и правительств - она не суверенна, она не дееспособна, она не субъектна в принятии своих решений. Можно, конечно, играть с ними, разыгрывать, и даже нужно. Но надо отдавать себе отчет, что мы имеем дело с несубъектной структурой, которая является сателлитом, которая принимает решения не просто в ущерб каким-то принципам или объективным реальностям, а в ущерб собственным интересам под диктовку внешнего куратора. И с этой точки зрения нам совершенно не интересны телодвижения европейских политиков, когда они пытаются вписаться в сложную меняющуюся реальность. Они интересны только тогда, когда у них есть полномочия от хозяина».

 

Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств:

«Откровенно говоря, евробюрократы сами довели ситуацию до такого рода отношений. Российская делегация покинула заседание ПАСЕ на неопределенный срок постольку, поскольку нет никакой целесообразности и даже элементарной логики участвовать в подобных мероприятиях, когда тебя лишают права голоса. И притом, что ты должен молчать, тебя оскорбляют и обвиняют в том, в чем ты не виноват. И еще за это ты платишь довольно серьезные деньги в виде взносов в эту организацию. Конечно, такого рода формат не приемлем и не нужен. И, собственно, это бессмысленная трата государственных бюджетных денег.

Другой вопрос, что Европа сегодня, наконец, увидев перед собой обнажившиеся реалии, вдруг выходит из-под заокеанского гипноза. И начинает понимать, что она, собственно, натворила, находясь под американским мороком. Теперь европейцы пытаются каким-то образом восстановить диалог, и как-то вернуть ситуацию в былое русло. Но понятно, что такими полумерами и полунамеками вряд ли это удастся сделать, так как нас это категорически не устраивает. Нам это не надо».