К главным экономическим угрозам для России в новой Стратегии национальной безопасности отнесена низкая конкурентоспособность, а также сохранение зависимости от экспорта сырья, заявил помощник главы Совбеза РФ Сергей Вахруков.
«Значительное внимание в Стратегии национальной безопасности России уделено определению главных стратегических угроз национальной безопасности в экономической сфере, к которым отнесены в том числе низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, несбалансированность национальной бюджетной системы, недостаточный объем ресурсов для кредитования, незащищенность национальной финансовой системы, а также ряд других вызовов и угроз», — цитирует Вахрукова «РИА Новости».
Он подчеркнул, что в документе скорректированы важнейшие задачи, на решение которых будут направлены основные усилия, отмечает «Российская газета».
«Такими задачами являются устранение дисбалансов в экономике, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ, снижение уязвимости от внешних негативных факторов, прагматичное участие в международном экономическом сотрудничестве, повышение эффективности государственного управления в экономической сфере и ряд других задач», — указал помощник секретаря Совбеза.
При этом достигаться поставленные задачи, по его словам, будут за счет развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности РФ, совершенствования финансовой и банковской системы, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды.
Вахруков добавил, что стратегические цели — развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности, создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Новую Стратегию нацбезопасности Владимир Путин утвердил в конце прошлого года.
Сергей Марков, политолог:
«Новая Стратегия национальной безопасности представляется мне естественным ответом на экономический кризис в России, который во многом разворачивается из-за того, что резко снизились цены на нефть. Это обнажило сильнейшую зависимость российского бюджета от цен на энергоносители и показало, насколько слабо развиты другие сектора экономики.
Правильно, что руководство страны этим озаботилось. Однако все эти решения принимаются с опозданием лет на пять. Проблема в том, что все эти годы экономический блок правительства предполагал, что все разрешится само собой, что некая невидимая рука рынка будет развивать несырьевые отрасли экономики. А доходы от продажи энергоносителей он стал уводить в американскую экономику через Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Это было большой ошибкой, поскольку практика показывает, что развивать ненефтяные сектора нужно не через невидимую руку рынка, а через мощные государственные программы. Этого сделано не было.
Многие считают, что сырьевая экономика — важнейшая проблема, однако ее корень в деятельности экономического блока правительства. Он последние годы проводил политику, которая только укрепляла зависимость России от цен на нефть.
Стоит упомянуть и критическую зависимость российских элит от тех западных политических центров, которые рассматривают Россию как противника.В данном случае все перечисленные проблемы сошлись в одной точке»
Игорь Коротченко, военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона»
«Разумеется, должны учитываться все риски и угрозы. Безусловно, состояние экономики, те слабости и уязвимые места, которые у нас есть, — это угроза, потому что внешние игроки могут этим пользоваться. Нынешняя ситуация, которая сложилась вокруг цен на нефть, — это заговор, который реализуется правящими
классами США, направленный на то, чтобы обрушить экономику, создать трудности внутреннего развития, создать массу для появления неких протестных движений, основанных сначала на экономических лозунгах; затем подсунуть туда свою креатуру в лице пятой колонны, в том числе в лице внесистемной оппозиции, которая поддерживает свои тесные связи с США; попытаться конвертировать экономические лозунги в политические требования, а потом раскачать лодку и обрушить существующую политическую систему внутри РФ именно через манипуляцию недовольными людьми. Поэтому экономика — это важнейший фактор, определяющий нашу национальную безопасность. Нам надо соскакивать с нефтяной иглы, создавать конкурентоспособную экономику.
Невзирая на существующие экономические проблемы, мы должны сплотиться как нация, пройти через полосу мировой военной и экономической турбулентности, сохранить свое государство и политическое устройство. Потому что в условиях распада России и если вдруг произойдут кризисные какие-то явления с государственным устройством, мы получим такой эффект, что беды Украины покажутся цветочками, по сравнению с тем, что нам может устроить Запад. Только сплочение и беспощадная борьба с оранжевой угрозой — залог нашего будущего развития и будущих успехов. Поэтому движение “Антимайдан” как сообщество патриотов, готовых выйти на улицу в случае попытки антигосударственного, антиконституционного переворота со стороны внесистемной оппозиции, — это очень важный фактор в сохранении нашей государственности».