Государственный переворот, осуществленный на Украине в феврале 2014 года, в результате которого законно избранный президент Виктор Янукович был отстранен от власти, стал очередным доказательством вмешательства Соединенных Штатов Америки и нескольких стран Европейского союза во внутренние дела суверенных государств на постсоветском пространстве. Киевский «майдан» 2013-2014 годов стал последним звеном в цепочке «цветных революций», прокатившихся по территории стран СНГ за последние 10 лет. Однако именно события в Киеве трехлетней давности окончательно оформили контуры возникающего нового миропорядка, который включает в себя формирование новых центров силы, постепенное снижение роли коллективного Запада в управлении глобальными политическими процессами, а также окончательное возращение Российской Федерации в качестве мирового актора, который будет твердо и последовательно отстаивать свои национальные интересы, несмотря на активное противодействие со стороны ряда ключевых игроков. Возвращение Крымского полуострова и города-героя Севастополя в состав Российской Федерации в результате итогов всенародного референдума, состоявшегося 16 марта 2014 года, стало новой вехой не только в истории нашего государства, но и в международных отношениях в целом. К сожалению, этому предшествовали трагичные и кровавые события в братском государстве.
Основные заказчики и бенефициары киевского «майдана» 2014 года не изменились со времен «оранжевой революции» 2004 года. Государственный департамент Соединенных Штатов Америки, а также целая сеть неправительственных организаций и частных фондов, подконтрольных Вашингтону, стали главными режиссерами украинского «евромайдана». Одним из наиболее эффективных инструментов невоенного вмешательства во внутренние дела суверенных государств в руках Госдепартамента США стал Национальный фонд в поддержку демократии (National Endowment for Democracy), Дом свободы (Freedom House), а также Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development), которые были созданы специально для финансирования подобного рода операций США за рубежом. Главными кураторами организации государственного переворота в Киеве со стороны Госдепартамента США были заместитель государственного секретаря по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд и посол США на Украине Джеффри Пайетт.
Согласно информации, озвученной Александром Якименко, бывшим главой СБУ (Службы безопасности Украины), также непосредственными организаторами переворота в Киеве был целый ряд украинских олигархов: Петр Порошенко, Сергей Тарута, Дмитрий Фирташ, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский. Они оказывали серьезную финансовую поддержку «майдану», строго выполняя команды Запада, так как были заложниками ситуации, когда все их счета находились за рубежом. Им не оставалось ничего другого, кроме как поддержать «майдан», ведь невыполнение директив из Вашингтона и Брюсселя грозило лишением всех западных бизнес-активов. Кроме финансовой поддержки, украинские олигархи активно помогали освещать события на Майдане, так как были владельцами самых влиятельных украинских средств массовой информации.
Демонтаж политического режима на Украине в 2014 году с технологической точки зрения несильно отличался от «оранжевой революции» 2004 года. Тогда Виктор Ющенко взял верх над Виктором Януковичем в результате голосования в третьем туре президентских выборов. Хотя проведение третьего тура не соответствовало Конституции страны и, следовательно, было незаконно.
Главной причиной массового недовольства в этот раз стали не итоги выборов, а Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, подписание которого на некоторое время отложил президент Янукович. Документ предполагал создание зоны свободной торговли между Брюсселем и Киевом, в рамках которой обе стороны обязуются отменить импортные пошлины на ввозимые друг к другу товары. Это соглашение касалось не только перспектив украинской экономики, но и ставило под удар страны Таможенного союза, в особенности Россию, на долю которой приходилось на тот момент 26,6% всего внешнеторгового оборота украинского государства. Совсем необязательно быть экспертом в вопросах экономики, чтобы понимать последствия реализации такого соглашения. Украина добровольно соглашалась впустить на свой внутренний рынок качественные европейские товары, которые вынудят местных производителей отказаться от выпуска своей продукции в силу ее неконкурентоспособности. Даже европейские чиновники отмечали невозможность сохранения достигнутых Украиной договоренностей с Таможенным союзом при условии подписания соглашения о «евроассоциации». Представитель Европейской комиссии Штефан Фюле заявлял, что членство в Таможенном союзе несовместимо с созданием углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, переговоры о создании которой Европейский союз вел не только с Украиной, но также с Республикой Молдова, Грузией и Арменией. Снижение таможенных тарифов, в соответствии с соглашением об ассоциации с ЕС, невозможно при действительном и даже потенциально возможном членстве Украины в Таможенном союзе.
Государственный переворот на Украине, который увенчался свержением Виктора Януковича, можно поделить на два этапа: «ненасильственный» и «насильственный». Похожая гибридная модель реализации госпереворотов была использована во время целой цепочки «цветных революций», прокатившихся по территории Ближнего Востока и Северной Африки, впоследствии получившей название «арабской весны». Насильственный сценарий был эффективен при реализации второго этапа госпереворота, когда государственные институты и легитимная власть не смогли проявить решительность в деле наведения порядка силовым путем. Украинские власти за время существования независимого государства так и не смогли создать эффективный силовой блок, включающий в себя силы регулярной армии, специальных служб и правоохранительных органов, который бы смог предотвратить посягательства деструктивных политических сил на конституционный строй и легитимно избранную власть. Именно слабость силового блока и государственной системы Украины в целом повлияли на выработку Вашингтоном стратегии демонтажа политического режима, примененную в Киеве. В ход были пущены хорошо зарекомендовавшие себя технологии протестной мобилизации. Помимо традиционных средств массовой информации особая роль отводилась социальным сетям и онлайн трансляциям с помощью интернет-телевидения. Это позволяло координировать действия протестных народных масс с помощью молниеносной передачи информации и непрерывных трансляций с места событий. Созданные заранее группы и аккаунты в Facebook, Twitter и «Вконтакте» на протяжении всей фазы активной дестабилизации проводили эффективную пропагандистскую работу.
Антиправительственные сообщества в социальных сетях делились на две характерные группы: созданные до активной фазы событий «евромайдана» и начавшие свою деятельность во время начала массовых беспорядков. В этих условиях «5 канал» — главный медийный рупор оппозиции во время событий «оранжевой революции» 2004 года — запустил круглосуточную прямую трансляцию с майдана Незалежности. В 2004 году «5 канал» являлся проектом, специально созданным для освещения президентских выборов, спустя 10 лет он начинает вещание в режиме онлайн на своем официальном сайте в сети Интернет. Для специального и ангажированного освещения событий во время активной фазы «евромайдана» 22-25 ноября 2013 года было также создано два проекта интернет-телевидения («Гражданское.ТВ» и «Эспресо-ТВ»). Идеологом создания «Гражданского.ТВ» стал Р. Скрыпин — один из основателей «5 канала». Основателем «Эспресо-ТВ» стала Л. Княжицкая, жена депутата партии «Батькивщина» и основного спонсора этого проекта Н. Княжицкого.
Антиправительственные выступления в ноябре 2013 года в ответ на отказ президента В. Януковича подписывать соглашение о «евроассоциации» были срежиссированы строго по канонам тактики ненасильственного сопротивления, идеологом которой является небезызвестный Дж. Шарп. Инструкции по организации массовых протестов и беспорядков представлены в его методическом пособии «198 методов ненасильственных действий». Первый сбор людей на центральной площади украинской столицы произошел после публикации поста украинского журналиста М. Найема в социальной сети Facebook. После его призыва к общественности «отстоять европейское будущее Украины» уже спустя час на площади собралась одна тысяча человек. Власти осуществляли неудачные попытки разогнать собравшихся на площади демонстрантов, однако их число начинает только расти. Силы украинской оппозиции отчетливо делятся на два лагеря: умеренный, выступающий за немедленное подписание «евроассоциации» и последующую отставку президента и правительства, и националистический, который собирается осуществить на Украине «национальную революцию». Попытки представителей органов правопорядка разогнать несанкционированный митинг освещаются в прямом эфире «Гражданского.ТВ», аудитория которого в начале декабря 2013 года достигала 2 млн человек. Одновременно с этим (уже вдалеке от камер «независимых» журналистов) происходит блокирование зданий правительства Украины и администрации президента, протестующие берут под контроль киевскую мэрию. Эти шаги также описаны в шарповской методичке под номерами 172 («ненасильственное блокирование»), 173 («ненасильственная оккупация»), 176 («блокирование дорог») и 183 («ненасильственное овладение землей»).
По мере развития событий в центре Киева организаторы протестов продолжают четко следовать «рекомендациям» Дж. Шарпа. 198 пункт подразумевает необходимость создания «альтернативного правительства». 12 января 2014 года на майдане Незалежности состоялось «Народное вече», участниками которого стали более 100 тыс. человек. Слово «вече» имеет сакральный смысл для восточнославянских народов: жители древней Руси коллективно принимали самые важные решения на вече. Организаторы киевского «народного вече» стремились подчеркнуть историческую значимость происходящих событий, которые должны были позитивно повлиять на дальнейшую судьбу Украины. На этом фоне почти во всех крупных городах западной и центральной части страны прокатывается ряд антиправительственных выступлений, формируются автоколонны из сторонников свержения власти, получившие название «автомайдан». Этот метод описан в книге Дж. Шарпа под номером 48 («автоколонны»). Президент В. Янукович решается ужесточить ответственность за участие в несанкционированных акциях, и Верховная рада принимает так называемые законы 16 января. Однако в условиях острого политического кризиса и начала активной фазы дестабилизации оппозиция воспринимает этот шаг как проявление слабости.
Начинается второй этап государственного переворота, заключающийся в насильственном свержении действующего руководства. Для предотвращения антиконституционных действий было необходимо применение жестких мер со стороны органов правопорядка, однако В. Янукович опасался осуждения со стороны лидеров стран ЕС и США. Попытки сдержать активистов «майдана» силами спецподразделения «Беркут», насчитывавшего 4 тыс. человек, не увенчались успехом. В итоге бойцы «Беркута» были преданы собственным руководством, которое пошло на уступки стоящей на центральной площади Киева оппозиции. 19-22 января 2014 года на майдане Незалежности кровопролитие становится обычным явлением, ежедневно от действий радикальных группировок погибали десятки людей. От действующего главы государства отвернулось и украинское духовенство: Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет публично отказался от ордена «За заслуги» I степени, которым он был награжден с подачи В. Януковича. Потеря президентом поддержки со стороны представителей украинской церкви еще больше ослабила его позиции в обществе. «Отказ от почестей» — очередной метод ненасильственных действий, описанный Дж. Шарпом под номером 53.
28 января 2014 года пропрезидентское правительство во главе с премьер-министром Н. Азаровым уходит в отставку. Президент начинает предлагать министерские портфели представителям оппозиционных сил. С этого момента свержение главы украинского государства становится неизбежным. Уровень насилия на Майдане начинает резко возрастать: гибнут люди, горят здания и автомобили.
После гибели 25 человек за одну ночь 21 февраля В. Янукович принимает решение о подписании с лидерами оппозиции соглашения «Об урегулировании политического кризиса в Украине». Подписантами со стороны протестующих стали В. Кличко (партия «Удар»), А. Яценюк (ВО «Батькивщина») и О. Тягнибок (ВО «Свобода»). Для Януковича этот шаг стал актом политического самоубийства. Однако и это не смогло остановить дальнейшее кровопролитие.
Уже 22 февраля 2014 года ударный отряд «Правого сектора» во главе с Д. Ярошем фактически прогоняет все еще «живого и легитимного» президента из Киева. В тот же день Верховная рада принимает постановление о «самоустранении президента от осуществления конституционных полномочий», которое позволило назначить новые президентские выборы на май 2014 года. Государственный переворот был успешно реализован.
При этом украинский «майдан» 2013-2014 годов, по замыслу зарубежных политтехнологов, должен был стать всего лишь тренировкой перед главной задачей — реализацией «цветной революции» в России.
Никита Данюк,
заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН