Глава Верховного суда России Вячеслав Лебедев поддерживает декриминализацию статьи 212.1 УК РФ «Неоднократные нарушения правил проведения митингов».
«Если говорить о моей личной точке зрения, то я согласен», — сказал Лебедев, отметив, что это не официальная позиция ВС, так как коллегиально эту тему не обсуждали. Ранее за отмену статьи выступила уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Первым осужденным по статье 212.1, вступившей в силу в 2014 году, стал активист Ильдар Дадин. В 2015-м Басманный суд приговорил его к трем годам лишения свободы за участие в несогласованных акциях. В следующем году срок снизили до двух с половиной лет.
22 февраля президиум Верховного суда отменил приговор активисту и постановил прекратить дело и освободить Дадина из колонии. Ему также дано право на реабилитацию. Мужчина провел в тюрьме 5 месяцев и вышел на свободу 26 февраля.
Дмитрий Аграновский, адвокат:
«У меня двойственное мнение по поводу предложения Татьяны Москальковой. Как адвокат, как правозащитник и вообще как человек добрый, я отношусь положительно к декриминализации чего бы то ни было. Потому что наше законодательство достаточно суровое. Хотя, конечно, не сравнить по суровости с теми же Соединенными Штатами.
Статью о нарушениях правил проведения митингов, возможно, следует отменить, поскольку то, что с ней получилось, я назову словом "позорище". Вся история вокруг Дадина — это позорище, причем вдвойне оттого, что героем дня, героем прессы оказался человек, в высшей степени этого недостойный. Боевик "майдана", называвший нашу операцию в Чечне оккупацией, а людей, погибших 2 мая в Одессе, — боевиками Приднестровья.
Дмитрий Аграновский: Дадин стал героем прессы, будучи абсолютно этого недостоин
Мало того, что практика применения этой статьи оказалась неудачной, так еще вдобавок сделала героем абсолютно антироссийскую личность, представляющую, на мой взгляд, прямую опасность для общества.
С одной стороны, статья вроде бы нелепая и неправильная, ничего хорошего от ее применения не получилось, а с другой стороны, положительным фактом стало то, что в изоляции от общества оказался такой человек, как Дадин. Я считаю, что такие люди должны быть изолированы от общества, потому что мы видели результаты их деятельности и на Майдане, и в Донбассе, и 2 мая в Одессе.
Аграновский: Дадин, проявивший себя на Майдане и на Донбассе, был справедливо изолирован от общества
Как юрист и правозащитник, поддержу мнение Верховного суда. Но вообще сожалею, что к либералам у нас гораздо более мягкая карательная практика, чем, например, к патриотам. Сравните дело Олега Миронова, который сидит уже два с половиной года за абсолютно безвредный протест на концерте Макаревича против войны. Там было прямое вмешательство в деятельность суда и следствия. Венедиктов говорил — и мы приобщили эти слова к делу, – что они предприняли публичные и непубличные усилия, был суд, и этот человек оказался в заключении. То есть они даже этого и не скрывают.
Дмитрий Аграновский: К патриотам наш суд относится гораздо суровее, чем к либералам
Вообще, на примере дела Дадина видно, что у либералов очень мощное лобби в нашей стране. Это лобби организованное, и оно готово действовать и на юридическом уровне, и на уровне прессы. Посмотрите, какая мощная кампания была проведена в его поддержку.
У патриотов таких возможностей на сегодняшний день нет, а жаль. И я надеюсь, что Верховный и Конституционный суды шире посмотрят на практику законодательства. Может, не стоит применять так огульно репрессии к различного рода политическим активистам. Если уж мы идем навстречу либералам, если мы в отношении них смягчаем практику, то, может быть, стоит более внимательно относиться к делам патриотов?».