17 марта 2017 - 12:29

Совсем недавно Россию покинули бывший депутат Денис Вороненков и его супруга, певица Мария Максакова, бывший комиссар движения «Наши» Мария Дрокова. Как к этому относиться?

20 сентября 2016 года президент России Владимир Путин сказал: «В науке, как и в искусстве, не так важно, куда поехал работать человек. Главное, чтобы он помнил, где его причал». Еще ранее, 14 июля 2015 года, глава российского государства на форуме «Территория смыслов» заметил: «Есть у нас в народе очень много всяких хороших поговорок, пословиц, и одна из них очень прагматично звучит: "Рыба ищет там, где глубже, а человек — где лучше". А если говорить современным языком, то рабочая сила всегда востребована там, где находит для себя наилучшие условия применения. И надо просто быть не ура-патриотами, говорить: "Нет, оставайтесь здесь, никуда не уезжайте. Кто уехал, тот негодяй и предатель". Ничего подобного. Мир огромен, страна наша свободна. И человек имеет право жить и работать там, где он хочет».

При этом Владимир Путин добавил: «Я жил за границей пять лет, жил в достаточно благоприятной среде, и все-таки я всегда чувствовал себя чужим. Знаете, я не вкладываю в это слово ничего плохого. Но жить в среде своего языка, в среде родной культуры, иметь удовольствие общаться с друзьями очень дорогого стоит, как у нас говорят».

Я думаю, что именно тяга к родине привела к тому, что только за прошлый год в Россию вернулись 150 тысяч человек, из них 30 тысяч покинули страны Европы. На этом фоне отъезд некоторых заметных ранее личностей меркнет, хотя вопрос «А зачем?» остается. Обычно, когда обсуждают зарубежье, то некоторые говорят: «Если там все плохо, то почему никто оттуда не возвращается, а туда все стремятся». В этой фразе все от дурной оппозиционной пропаганды. Никто не говорит, что в ЕС и США «все плохо», но то, что там не райская жизнь — очевидно многим. Не выдерживает критики и тезис, что «никто оттуда не возвращается», — возвращаются, и, как мы видим, десятки тысяч человек ежегодно. Наконец, о том, что «все туда стремятся». Посетить другую страну с туристическими целями, поработать за границей — почему бы и нет? Но уехать навсегда? Уплыть и потерять причал?

Такие тоже есть. Бывший депутат Денис Вороненков и его супруга, певица Мария Максакова. Где-то там, за границей, еще одни бывшие депутаты: Алексей Митрофанов и Илья Пономарев. Наконец, недавний случай — это бывший комиссар движения «Наши» Мария Дрокова. Дрокова, награжденная в мае 2007 года медалью «За заслуги перед Отечеством» первой степени, решила работать в США, получить вид на жительство (грин кард). Но удивило отношение ко всему этому. На ее страничке в социальной сети по-английски написано: «Самый красивый зеленый цвет, который я когда-либо видела. Я так рада и так благодарна, что получила грин кард и стала ближе к тому, чтобы получить гражданство в моей стране пребывания — США». Home country, как написано на языке оригинала, можно было бы перевести и как «родная страна», однако хочется надеяться, что речь идет о том, что человек хочет просто обосноваться в США покрепче. Но вот загвоздка — получение гражданства США сопровождается клятвой верности американскому государству.

Как ко всему этому относиться? На самом деле, никакой трагедии нет. Уж точно для тех, кто никуда не уезжает навсегда и не стремится искать себе новую «родную страну». Да, путают некоторые люди причалы, но родина-то все равно остается одна. Кому-то, быть может, хочется поесть «эмигрантский хлеб», ощутить на себе все прелести американской и европейской демократии, свободы слова и прочих штампов, которыми изобилует западная пропаганда. Кто-то верит, что за бугром все чудесное, и продукты питания какие-то иные.

Ведь так многие из тех, кто критикует власть, любят показать, что есть примеры, на которых можно учиться, — например, политический строй ЕС и США. Так, популярной стала очередная концепция описания политического устройства в России — это якобы «гибридный режим». Подробно описывая его как сочетающий признаки демократического и авторитарного строя, придерживающиеся этой концепции политологи всегда сталкиваются с вопросом: «Ну, так под это описание подходит строй в США, например». Далек от идеализации режима в США, например, американский экс-президент Джимми Картер, который 30 июля 2015 года заявил в интервью американским СМИ: «В настоящее время США — это олигархия, которая представляет собой безграничную политическую коррупцию, связанную с выдвижением кандидатов на пост главы американского государства. Неограниченная коррупция сопровождает сам процесс выборов президента США. То же самое касается и глав штатов, а также американских сенаторов и членов конгресса. В настоящее время политическая система США работает для того, чтобы обеспечивать "откаты" тем, кто ее финансирует».

И так, как думает Картер, размышляет и большинство американцев. 19 сентября 2015 года на сайте авторитетной социологической организации Gallup были размещены результаты опроса американских граждан: 75% в США видят повсеместную коррупцию их правительства. И проблема для них не лоббизм, а именно полномасштабная коррупция в исполнительных органах власти США. Тенденция очевидна — ухудшение: в 2009 году этот показатель был равен 66%, и так высокий, но с тех пор он лишь вырос. Вот такая «эффективная» работа команды Барака Обамы. Зато количество расследуемых дел о коррупции в 2016 году оказалось на минимальном уровне за последние 20 лет. Напоследок людям Обамы дали «разгуляться»? Американцы именно так и восприняли данную ситуацию.

И другие аргументы, что России есть что срочно заимствовать у стран Запада, разбиваются о волнорез фактов и реалий. Абсолютно все доводы о том, начиная от качества дорог, заканчивая вопросом уровня жизни.

Если кто-то будущее свое и своей семьи связывает не с Россией, то это — их выбор. Но любопытно: часто, сидя за рубежом, они продолжают работать на российские компании, зарабатывать на своих знаниях, который они получили в системе российского образования. И опыт работы они часто также получали в России. Родина им дала намного больше, чем, может, некоторым кажется. И некоторые это понимают и, ведя бизнес за границей, учась там, ощущают постоянную и неразрывную связь с Россией. О ней не обязательно кричать в полный голос. Они знают, что все мы — часть одной команды Владимира Путина. И по закону, и по духу президент России — глава российского государства для всех россиян. Альфа и омега современной России.

Владислав Гинько, 

эксперт РАНХиГС при президенте РФ