17 марта 2017 - 17:26

Двадцать шесть лет назад, 17 марта 1991 года, состоялся референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик. 

К моменту проведения всесоюзного референдума дезинтеграционные процессы в СССР фактически достигли своего апогея. В стране еще летом 1990 года начался «парад суверенитетов». Первыми о своей независимости от союзного центра заявили прибалтийские республики. Декларации о национальном суверенитете также приняла и РСФСР. Республиканские политические элиты взяли под контроль местные экономики. В союзный и федеральный российский бюджеты перестали поступать налоги. Разрывы экономических связей еще больше ухудшили положение СССР.

Перед руководством страны встала задача реформирования Советского Союза и заключения нового Союзного договора. Предполагалось значительно расширить права советских республик.

В декабре 1990 года Съезд народных депутатов СССР, в ответ на «парад суверенитетов», утвердил постановление «Об общей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения». Предусматривалось преобразование СССР в «добровольный равноправный союз суверенных республик — демократическое федеративное государство». Также было принято решение о проведении общесоюзного референдума. Стоит отметить, что подавляющее большинство самих делегатов съезда (1665 из 1816) проголосовало за сохранение Союза ССР. 

17 марта 1991 года состоялся единственный за семидесятилетний период существования СССР народный референдум. Перед гражданами Советского Союза был поставлен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».

Референдум по этому вопросу проводился в РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Узбекской ССР, Азербайджанской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, в Абхазской АССР, входившей в состав Грузинской ССР.

В Казахской ССР голосование на референдуме проводилось по вопросу, сформулированному Верховным Советом республики: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств?». Тем не менее Президиум Верховного Совета Казахской ССР официально просил включить результаты голосования в общие итоги референдума СССР.

В шести союзных республиках (Литве, Эстонии, Латвии, Грузии, Молдавии, Армении), которые ранее провозгласили свою независимость, референдум фактически не проводился. Местные власти намеренно не стали формировать Центральные избирательные комиссии референдума. Но, несмотря на это, некоторые областные Советы народных депутатов в этих республиках, а также трудовые коллективы, общественные объединения и командования воинских частей самостоятельно образовали округа и участки с окружными и участковыми комиссиями. Плебисцит также состоялся в Южной Осетии, Приднестровье и Гагаузии. 

За сохранение СССР высказались 76,4% проголосовавших. Центральная комиссия референдума установила, что абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде.

23 апреля 1991 года было принято «Совместное заявление» руководителей девяти союзных республик о программе действий по сохранению обновленного Союза. 15 августа 1991 года был опубликован проект договора о Союзе суверенных государств. Его подписание  было назначено на 20 августа 1991 года.

Однако ратификацию союзного договора сорвал августовский путч. Судьба СССР в итоге была предрешена не его гражданами, а противоборствующими политическими группировками.

Процесс распада Советского Союза завершился 8 декабря 1991 года, когда главы РСФСР, Белоруссии и Украины подписали так называемое «Беловежское соглашение» о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств.

 

Сергей Лукьяненко, писатель:

«Я искренне надеялся, что референдум послужит тому, что Советский Союз, хоть и изменится — он, разумеется, нуждался в переменах — но останется единым государством. Я рассчитывал, что голосование пойдет на пользу всем народам, жившим в СССР, и позволит сделать рывок в будущее. Я голосовал бы за то, чтобы Союз сохранился и продолжал развиваться.

То, что итоги референдума превратились в ничто, то, что голос народа не был услышан, меня опечалило тогда и печалит сейчас. Я думаю, что пренебрежение мнением народа стоило миллионов жизней людей, погибших впоследствии в наших странах, и миллионов жизней тех, кто уехал из советских стран в поисках лучшей судьбы. Игнорирование результатов референдума было антинародным».

 

Николай Стариков, писатель, сопредседатель движения «Антимайдан»: 

«Реальное значение того, что происходило в 1991 году, стало мне понятно гораздо позже. Я был слишком молод, чтобы понимать, что на моих глазах разрушают мою страну.

В тот момент я не придавал большого значения всем тем процедурам, но сейчас могу сказать совершенно однозначно: воля народа была грубо растоптана тремя заговорщиками, которые в нарушение всех законов: и государственных, и человеческих, и божеских — наплевали на мнение людей и без всякой на то необходимости разорвали великую страну на части. С тех пор прошло много времени, но пролилось еще больше крови. И конца этой крови, к сожалению, не видно из-за преступления 1991 года».