29 марта 2017 - 09:49

В минувшее воскресенье в Москве прошла несогласованная акция протеста. Ее организаторы в лице сотрудников ФБК, возглавляемого Алексеем Навальным, заявили, что в несанкционированном митинге участвовало 30 тысяч человек. По данным ГУВД, около 7 тысяч. 

Многие уже окрестили митинги, к участию в которых призывал видеоблогер Навальный, «бунтом школоты». Эти сборища при всей своей нелепости были многочисленнее шествий и демонстраций внесистемной оппозиции последних лет. Однако их также нельзя считать показателем протестного потенциала в российском обществе, который заметно снизился за несколько лет после акций на Болотной площади. 

На воскресном митинге в Москве 26 марта не было ни известных писателей, ни известных телеведущих и политиков. На Пушкинской площади перед подростками не играл на гитаре Юрий Шевчук, как это было в феврале 2012 года. Не блистали красноречием Дмитрий Быков, Григорий Чхартишвили и Леонид Парфенов. Их не снимал сбежавший от следствия фотограф Рустем Адагамов, им не аплодировала эмигрировавшая из России Евгения Чирикова. Не делали селфи с тинейджерами Тина Канделаки и Ксения Собчак. 

Над толпой школьников и хипстеров не возвышалась фигура олигарха Михаила Прохорова. Не мелькали раскрасневшееся лицо Сергея Митрохина и усы Геннадия Гудкова, обрамляющие его улыбку. Оппозиционные политики лишь выразили свою солидарность с подросткам в социальных сетях. Бывшие депутаты Государственной думы обвиняли столичные власти в организации беспорядков и сетовали на то, «как низко пала полиция». Запись Гудкова-старшего была наполнена библейскими мотивами, хоть он немного и ошибся в цифрах.

 

Не участвовали в гуляниях навальнистов и вожди ПАРНАСа и «Яблока». Михаил Касьянов только репостил сообщения о задержаниях его однопартийцев в российских городах. Григорий Явлинский просил звонить всех, у «кого есть информация о незаконно схваченных». Два оппозиционера, рассматривавших в 2012 году протесты на Болотной как политический трамплин, вероятно, расценили участие в подростковых митингах как глубокую политическую яму. 

Конечно, воскресная акция в Москве была несогласованной, что во многом и стало поводом не участвовать в ней, но ее игнорирование известными «борцами с режимом» также продемонстрировало и отношение большинства оппозиционеров к откровенным провокациям со стороны Навального. 

В то же время некоторые коллеги Касьянова по электоральному несчастью, например, Вячеслав Мальцев и Сергей Давидис, все же присутствовали на Тверской 26 марта.

 

Главными «звездами» несогласованного митинга в Москве стали его организаторы — видеоблогер Алексей Навальный и его окружение из ФБК: Леонид Волков, Николай Ляскин и прочие. Самого Навального и двоих его товарищей задержали, а потом поместили под административный арест. 

Один из «героев протеста» затем пожаловался на чудовищные условия содержания в казематах столичного ОВД. Волкова «пытали» недостатком брусничного соуса к «сырным крокетам». 

В конечном итоге Ляскина поместили под арест на 25 суток, Навального, к слову, отбывающего условный срок, — на 15 суток, а любителя брусничного соуса — на 10. Здесь стоит отметить, что некоторые идейные вдохновители протестов на Болотной 2011-2013 годов до сих пор отбывают тюремные сроки заключения за организацию массовых беспорядков.