30 марта 2017 - 17:52

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что судьбу президента Сирии Башара Асада должны решать сирийцы.

Стоит отметить, что представители Соединенных Штатов впервые делают подобное заявление.

«Уходить Асаду или нет — это решение примет сирийский народ», — сказал Тиллерсон на совместной пресс-конференции с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу.

Глава Госдепа США находится в Анкаре с однодневным официальным визитом.

После начала в 2011 году гражданской войны в Сирии тогдашний президент США Барак Обама заявлял, что урегулирование в Сирии не начнется, пока Асад не уйдет со своего поста. В дальнейшем подобную точку зрения неоднократно повторяли западные политики и представители сирийской оппозиции.

Борис Межуев, политолог:

«Конечно, было бы соблазнительно думать, что позиция России по этому вопросу услышана, принимается во внимание и что есть какие-то шаги в сторону Москвы, которые Америка в данный момент готова сделать. Допускаю, что происходит нечто подобное. Тем более, Рекс Тиллерсон находится в Турции, а она воспринимается отчасти как некий посредник между Вашингтоном и Москвой по вопросу Сирии. И нельзя исключить, что именно с Анкары и именно с сирийского вопроса глава Госдепа делает осторожные попытки как-то разморозить ситуацию в отношении России. Это всегда было задачей Тиллерсона, именно с ней он и шел на ту должность, которую занимает.

Нельзя сказать, что он занимал пророссийские позиции, но он был представителем бизнес-кругов, заинтересованных в снятии с России санкций и в развитии целого ряда совместных проектов, в первую очередь в области нефтедобычи.

Но Тиллерсон тестирует американское общественное мнение. Оно сейчас немного успокоилось в связи со скандалом, учитывая, что сегодня прошли первые слушания в сенате по вопросу участия членов избирательного штаба Трампа в контактах с РФ. Ничего, кроме контактов Джареда Кушнера с кем-то из российских банкиров, обнаружено не было, а Кушнер выразил готовность пройти слушания в конгрессе и дать показания в сенате по этому вопросу.

Судя по вчерашней прессе и первым реакциям на сегодняшние слушания в сенате, волна русофобии спадает. И Тиллерсон пытается понять, спала ли она настолько сильно, чтобы стали возможны подобные заявления. Потому что понятно, что судьба Башара Асада в первую очередь связана с отношениями с Россией, а желание убрать Асада связано с тем, что он оценивается как человек, вступивший с Москвой в военный союз. Никакой другой заинтересованности в его стране, я думаю, нет. Все остальное — риторика, учитывая, что американцы спокойно терпят кучу диктатур, с которыми находятся в дружеских отношениях.

Посмотрим, как отреагирует на заявление Тиллерсона американское общественное мнение и насколько влиятельны сейчас в США русофобские круги».