03 апреля 2017 - 12:08

На прошлой неделе премьер-министр Великобритании Тереза Мэй официально подала заявку на выход своей страны из Евросоюза, в соответствии со статьей 50 Лиссабонского договора. Выход туманного Альбиона из состава Европейского союза будет означать возвращение полного суверенитета этой стране, отмену санкций в отношении России, а также появление российской сельскохозяйственной продукции в лондонских магазинах.

Начавшийся процесс Brexit бюрократы в ЕС старались затормозить, как могли. Конечно, они теряли власть над Великобританией: ведь все время ее пребывания в этом союзе 80% законов для британцев писали не их законодатели, а чиновники в Брюсселе, которых часто больше интересовали намерения США и НАТО, чем европейцев. Теперь же очевидно, что вопрос санкций в отношении России Лондон будет решать самостоятельно. Это кардинальный поворот, так как североатлантическая политическая элита и так теряла позиции в ЕС, а в Великобритании эти чудаки, работающие в интересах США, не будут пользоваться популярностью. Можно быть в НАТО, как Греция, но стремиться проводить свой курс. 

Но, как в случае с Афинами, Лондон еще должен пройти проверку на экономическую самостоятельность. Долгое нахождение Великобритании в составе ЕС привело к тому, что собственная реальная экономика стала хиреть, в результате чего половина всех продуктов питания в магазинах оказалась импортной. Девальвация фунта стерлингов на 20% с середины прошлого года отрезвила многих в руководстве Лондона. Все чаще на страницах местных печатных СМИ появляются статьи, в которых задается один и тот же вопрос: «Ведь мы же можем сами производить и то, и это, но почему не делаем этого?»

Каждый четвертый британец стал экономить на самом необходимом из продуктов питания. С девяти из десяти банковских счетов подданных Великобритании отток средств превысил поступления на них: жители королевства вынуждены проедать свои накопления, чтобы свести финансовые концы с концами. Британцы в среднем могут отложить из доходов до следующей зарплаты лишь 3,3% — исторически минимальное значение.

И все равно денег не хватает: в Рождество каждый британец в среднем взял взаймы у банков 550 фунтов стерлингов. Невысокая базовая процентная ставка Банка Англии (0,25%) стимулирует рост долгов у британских семей, так как подсказывает им самое «легкое» решение возникших финансовых затруднений: взять заем. Между тем, такая ставка центрального банка страны не позволяет сохранить накопленное на банковских вкладах: в годовом выражении рост цен на продукты питания уже составил 2,7%. 

По официальным данным, реальные располагаемые доходы населения в Великобритании упали уже в IV квартале прошлого года — редкое признание Лондона, что, по сути, верхушка ЕС выворачивает руки за решение британцев жить так, как они хотят, а не как диктуют им Брюссель и натовские офицеры. Хоть Великобритания и состоит в НАТО, но в Лондоне с негодованием относятся к тому, когда пытаются автоматом «подписать» британскую армию на все операции, целесообразность которых для интересов этой страны не всегда очевидна.

Пока страна была в ЕС и не задумывалась о Brexit, вопрос импортозамещения казался многим в Великобритании избыточным, однако продукты питания становятся мощным средством давления североатлантической элиты на Лондон. Понятно, властям Великобритании это неприятно, и они будут искать выход. На самом деле, политики ЕС и США допустили грубейшие ошибки во взаимоотношениях с коллегами из Лондона: по привычке, после общения с властями, например, Украины, в Брюсселе и Вашингтоне посчитали, что политики туманного Альбиона будут действовать аналогичным образом и слушаться всего, что им скажут. Так, хотели «повесить» на Великобританию пенсионное обеспечение сотрудников руководства ЕС, а также насчитать 63 миллиарда евро «отступных», за которые Брюссель еще намерен побороться. 

Однако в Лондоне найдут выход. Не секрет, что многие предприниматели из Великобритании обожают работать с российским бизнесом, представители которого, в том числе, любят бывать в Лондоне настолько, что покупают там недвижимость. Деловые отношения между бизнесом Великобритании и России уже давно покрылись сеткой персональных неформальных контактов. На их уровне вопрос санкций в отношении России выглядит как неуместная глупость властей туманного Альбиона. Понятное дело, что США при Бараке Обаме построили взаимоотношения с Лондоном как с подчиненным, используя для давления своих людей в аппарате ЕС. 

Сейчас все меняется. Бизнес-интересы и вопрос устойчивого развития Великобритании непременно приведут к отмене санкций в отношении России, а также к сближению двух стран. Совершенно логично, что Великобритания вступит в ЕврАзЭC, осознав, что это объединение стран, в отличие от ЕС, не диктует законы британскому народу, а также не имеет политической окраски. Напомним, что к членству в экономическом союзе России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана присматриваются Израиль и Китай. Российские продукты питания неизбежно появятся на полках магазинов Лондона так же, как продовольственное сырье из России полюбилось Китаю. Здесь стоит обратить внимание на то, почему именно в пользу российских товаров сделали выбор в Поднебесной, ведь аналогичные доводы будут и у британцев. В Китае обращают внимание, что Россия, обладая огромной территорией, априори производит продукты питания, соответствующие высоким экологическим стандартам. 

Британцы, работающие в России на производствах, также знакомы с тем, что стандарты экологии в нашей стране одни из самых жестких в мире. Это особенно актуально в связи с тем, что Великобритания в области экологии допустила за последнее время грубую ошибку, в результате чего уровень загрязненности воздуха в крупных городах туманного Альбиона резко вырос. Дело в том, что власти Великобритании, усиленно дотируя и стимулируя появление в домах энергетических установок, работающих на биотопливе, проморгали тот факт, что выброс углеводородных соединений от их эксплуатации оказался большим, чем от традиционных печек на дровах и угле. 

Многие такие досадные ошибки стали результатом того, что власти Великобритании долгое время больше безропотно внимали коллегам в Брюсселе и Вашингтоне, чем прислушивались к самим себе. И подобных потенциально вредящих Великобритании документов около 20 тысяч. Например, ЕС своим предписанием, что джемы должны на 60% состоять из сахара, дезорганизовала деятельность тысяч предпринимателей в Великобритании, работающих в цепочке по созданию стоимости этой линейки продуктов. Парламент страны уже стал разгребать завалы законов, которые были внедрены по инициативе Брюсселя, и эта работа приведет к подлинному обретению британцами своего суверенитета.

Владислав Гинько, 

эксперт РАНХиГС при президенте РФ