У Соединенных Штатов нет защиты от крылатых ракет наземного базирования, недавно развернутых Россией, заявил конгрессу глава Стратегического командования США, генерал Джон Хайтен. Особенно это касается обороны европейских союзников, поскольку российская ракетная система «может угрожать большей части континентальной Европы», уточнил он.
Развертывание ракеты «вызывает тревогу», и США «должны понять, что с этим делать», отметил генерал. По словам Хайтена, своими действиями Москва нарушила Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД), запретивший американские и российские ракеты наземного базирования данного типа.
Соединенные Штаты должны вести разговор с Россией с позиции силы, утверждает высокопоставленный американский генерал и призывает модернизировать вооруженные силы для укрепления позиций США.
«Единичная крылатая ракета наземного базирования не представляет значительную угрозу США или нашим союзникам», — констатировал он, выступая в комитете сената по вооруженным силам. Однако «это говорит о начале развертывания структуры, которая может представлять угрозу в будущем», опасается глава Стратегического командования США.
Ранее американские власти назвали состоявшееся в феврале развертывание ракеты нарушением договора о контроле над вооружениями. По мнению американских экспертов, на такую ракету легко можно установить ядерную боеголовку.
Газета The New York Times приводит данные о том, что российская ракета развернута в Волгоградской области и еще в одном регионе, который изданием не указывается.
Договор о РСМД запрещает сторонам иметь баллистические ракеты наземного базирования и крылатые ракеты с радиусом действия 500-5500 километров. Москва и Вашингтон периодически выдвигают взаимные обвинения в нарушении этого подписанного в 1987 году документа.
Глава МИД РФ Сергей Лавров ранее заявлял, что российское руководство неоднократно подтверждало приверженность обязательствам по договору. «Каких-либо нарушений с нашей стороны не было, — подчеркнул дипломат. — США утверждают обратное, но при этом не приводят никакой конкретной информации, которую можно было бы проверить с тем, чтобы прояснить ситуацию».
Между тем, как отметил министр, у Москвы есть весьма серьезные вопросы к США по поводу некоторых «вольностей» с выполнением договора самими американцами.
15 февраля этого года пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что официальные обвинения в нарушении договора о запрете ракет средней и малой дальности в отношении Москвы не выдвигались. Наша страна, как и ранее, придерживается взятых на себя международных обязательств, отметил Песков. Так представитель Кремля прокомментировал сообщения The New York Times о тайном развертывании новых крылатых ракет, которое якобы проводит Россия. Сенатор Джон Маккейн тогда утверждал, что развертывание таких ракет является нарушением договора о РСМД.
Владислав Шурыгин, военный публицист, обозреватель газеты «Завтра»:
«Все американские обвинения всегда исходят из того, что мне хочется кушать, и ты в этом виноват. В данном случае Америка пытается Договор по ракетам средней и малой дальности трактовать так, как ей выгодно. Под него стараются подогнать еще и крылатые ракеты, которые никогда под РСМД не подпадали, а также наши недавно разработанные так называемые тактические ракеты.
Владислав Шурыгин: Америка пытается трактовать договор о РСМД в свою пользу
В этом случае обвинения в адрес России, скорее, носят дежурный характер для внутреннего употребления и имеют целью выбить из конгресса новые ассигнования на вооружения.
Я рассматриваю все стенания на тему того, что Америка не защищена, как продолжение той старой доброй кампании, которая велась в 80-е годы. В тот период главной темой была "русская военная угроза", перед лицом которой Штаты должны вооружиться. Это позволяло постоянно вышибать деньги и увеличивать военный бюджет.
Владислав Шурыгин: Американские стенания о «русской военной угрозе» — продолжение кампании 80-х годов
Сейчас, при Дональде Трампе, происходит то же самое. Трамп собирается восстанавливать боеспособность американской армии в том виде, в каком он ее понимает. Поэтому теперь идет информационная подготовка этих трат».