19 апреля 2017 - 17:22

Крымские татары выразили Владимиру Путину благодарность за созданные для них условия и заявили о поддержке президентского курса.

21 апреля 2014 года глава государства подписал указ о реабилитации крымско-татарского, армянского, болгарского, греческого, итальянского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития. Крымско-татарский язык признан в Крыму государственным, наряду с русским и украинским.

«После принятия Указа крымские татары получили возможность не только полноценной реабилитации, но и развития своего народа. Наиболее значительными результатами работы стали активный процесс обустройства массивов компактного проживания реабилитированных народов, строительство образовательных учреждений и объектов культового назначения», — говорится в обращении.

Авторы документа отмечают, что в Крыму успешно работает крымско-татарское телевидение и радио, созданы благоприятные условия для сохранения и развития национальной идентичности, языка и культурной самобытности крымско-татарского народа.

«Представители крымско-татарской общественности поддерживают и готовы следовать Вашему политическому курсу по реализации государственной национальной политики, направленной на обеспечение этноконфессиональных прав и гражданской сплоченности всех народов, проживающих в Российской Федерации», — сказано в документе, опубликованном 17 апреля на официальном портале правовой информации.

Крымские татары поблагодарили президента России за указ о реабилитации, которого они ждали 70 лет, а также за упрощение получения вида на жительство для граждан или их родственников, незаконно депортированных из Крымской АССР.

«От лица всего крымско-татарского народа хотим выразить Вам, уважаемый Владимир Владимирович, самую искреннюю и сердечную благодарность», — подытожили авторы обращения. Обращение подписали представители крымско-татарской интеллигенции, общественности, духовенства, в том числе муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев, глава движения крымско-татарского народа «Къырым» (Крым) Ремзи Ильясов, лидер крымско-татарской организации «Къырым бирлиги» («Единство Крыма») и Общественного совета крымско-татарского народа Сейтумер Ниметуллаев.

16 января 2017 года украинские власти подали иск против России в Международный суд ООН в Гааге «с целью привлечения к ответственности за совершение актов терроризма и дискриминации в течение ее незаконной агрессии против Украины». Киев обвинил Москву, среди прочего, в дискриминации крымских татар и украинцев на территории Крыма. Власти Украины потребовали от Международного суда побудить Россию «воздержаться от каких-либо форм расовой дискриминации против населения и институтов, находящихся под российским контролем» на Крымском полуострове, и «прекратить политическое и культурное давление против украинцев в Крыму, в том числе отменить ограничения на обучение на украинском языке». Сегодня стало известно, что суд ООН отказал Киеву в этих требованиях.

В российском МИДе ранее подчеркивали, что  основной целью Украины при подаче иска было  не урегулирование разногласий, а поиск повода для обращения против России в Международный суд. В ведомстве напомнили, что подобные  политизированные обвинения выходят за рамки юрисдикции суда.

Александр Форманчук, крымский политолог: 

«Указ Путина действительно является историческим для крымских татар, потому что за 23 года пребывания на Украине они так и не добились принятия такого закона, хотя этот вопрос они ставили не один раз. Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров были в нескольких составах Верховной рады депутатами, но все их усилия оказались тщетными.

А уже через месяц после возвращения Крыма в Россию президент принял такой указ, причем с учетом пожеланий экспертного сообщества. В частности, и мы в Крымском экспертном клубе изучали проект этого документа и внесли в него свои рекомендации. И мы довольны тем, что многое из того, о чем мы там говорили, было учтено.

Мы знаем, что крымским татарам, армянам, болгарам, грекам, а позже в указ включили еще и итальянцев, этот законодательный акт был принципиально важен. Многие крымские татары умерли, не дождавшись реабилитации своего народа. А крымчане, уходившие из жизни в недавнее время, выражали благодарность за то, что заканчивают свои дни без клейма, которое было на них все эти десятилетия.

И с этой точки зрения Владимир Владимирович принял безошибочное решение. Он вышиб одним этим указом всю фундаментальную основу деятельности меджлиса, который, к счастью, уже запрещен российским законодательством, а большинство его членов оказались в эмиграции на территории Украины.

Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров являются депутатами, к сожалению, враждебного нам парламента и ищут любые возможности, чтобы дискредитировать политику России и президента Путина. Обращениями в международные суды они пытаются использовать санкционную политику Запада против нашей страны. Это единственная их надежда на сохранение того политического ядра, которое они представляли в годы существования Крыма в составе Украины.

Однако политика материковой Украины давно не находит поддержки у большинства крымских татар. Все больше представителей этого народа понимают, что произошедшее в 2014 году не подлежит пересмотру. Как сказал во Владивостоке наш президент, вопрос возвращения Крыма в состав России мы решили исторически. И в этом смысле нам остается только ждать, когда материковая Украина будет вынуждена это признать.

Но пока оттуда идут другие сигналы. Мы помним и торговую блокаду, которую организовал меджлис в изгнании, и подрыв высоковольтных линий, и перекрытие Северо-Крымского канала. Но все это не может заставить нас усомниться в решениях 2014 года, в том числе и в отношении крымских татар. Наша позиция лишь сохраняется и укрепляется. А указ президента России имеет крайне важное значение для нейтрализации агрессивной политики меджлиса в изгнании».