20 апреля 2017 - 11:56

Международный суд ООН в Гааге 19 апреля отказался удовлетворить требование Украины принять временные меры по иску к России о якобы нарушении Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (МКБФТ). В то же время он частично удовлетворил требования Киева по конвенции о ликвидации расовой дискриминации.

В российском МИДе прокомментировали решение инстанции. «Важно, что суд занял принципиальную позицию и не поддержал заявления Украины о якобы имеющих место "агрессии", "оккупации" или о статусе Крыма как не относящиеся к сути разбирательства», — отмечается в сообщении на странице ведомства в Facebook.

В Министерстве иностранных дел также обратили внимание, что суд ООН счел необоснованными следующие претензии: этнически мотивированные исчезновения, убийства и задержания в Крыму; гонения на СМИ и общественные организации; запрет на организацию публичных мероприятий крымским татарам и украинцам и отсутствие возможности для них получать на полуострове образование на родном языке.

При этом суд ООН согласился применить к Москве и Киеву три временные меры по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации: о доступности образования в Крыму на украинском языке, о возможности местной татарской общины иметь представительские институты, а также о необходимости избегать углубления спора между Россией и Украиной.

В сообщении российских дипломатов подчеркивается, что международная инстанция призвала обе стороны работать над выполнением минских договоренностей, одобренных и подписанных, как акцентируют в Гааге, в том числе, представителями Донецка и Луганска.

Как констатирует российское внешнеполитическое ведомство, суд ООН без голосования признал, что «претензии Украины к России по Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (МКБФТ) безосновательны и, соответственно, условия для введения временных мер отсутствуют».

«Претензии Киева относительно того, что Россия, дескать, осуществляет политику "стирания культурной идентичности украинской и крымско-татарской общин", не были поддержаны», — добавляет пресс-служба МИДа.

16 января 2017 года украинские власти подали иск против России в Международный суд ООН в Гааге «с целью привлечения к ответственности за совершение актов терроризма и дискриминации в течение ее незаконной агрессии против Украины».

Киев обвинил Москву, среди прочего, в дискриминации крымских татар и украинцев на территории Крыма, и потребовал от Международного суда побудить Россию «воздержаться от каких-либо форм расовой дискриминации против населения и институтов, находящихся под российским контролем» на Крымском полуострове, а также «прекратить политическое и культурное давление против украинцев в Крыму, в том числе отменить ограничения на обучение на украинском языке».

В МИДе ранее подчеркивали, что основной целью Украины при подаче иска было не урегулирование разногласий, а поиск повода для обращения против России в Международный суд. В ведомстве напомнили, что подобные политизированные обвинения выходят за рамки юрисдикции суда.

Владимир Корнилов, политолог, директор Центра евразийских исследований:

«Никто не ожидал от временного предварительного решения Международного суда ООН каких-то прорывных решений. Однако вчерашнее постановление этой инстанции уже можно назвать абсолютным поражением Украины.

За несколько часов до объявления вердикта Порошенко назвал этот день чуть ли не историческим и призвал украинцев его запомнить. А вот к вечеру пафос заметно сошел на нет, поскольку основные обвинения Киева были отвергнуты.

Самое поразительное то, что Украина вроде бы очень долго готовилась к этому иску, изучала аналогичный процесс Грузии против России — заметьте, проигранный Грузией. В Киеве почему-то сделали кальку с грузинского иска, обеспечив тем самым аналогичный результат заранее. А в итоге, судя по временному решению, получилось, что Украина еще хуже подготовилась к этому процессу — в Тбилиси получили побольше одобренных решений на предварительном этапе.

Сейчас решение Международного суда действительно вполне удовлетворяет Россию. А крымские татары могут зарегистрировать в конечном итоге пророссийскую организацию под названием "меджлис" и тем самым формально выполнить решение Международного суда ООН».