18 мая 2017 - 15:48

Около десяти тысяч верующих собрались в четверг у стен Верховной рады, проводя молебен за то, чтобы депутаты отклонили законы против церкви. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на официальный сайт Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Как говорится в сообщении, люди «совершают молитвенное стояние, чтобы Господь вразумил народных избранников не принимать антицерковные законопроекты, которые вынесены на повестку заседания».

Возглавляет молебен иерархи УПЦ МП. Они надеются, что депутаты внемлют чаяниям религиозной части общества и предотвратят узаконивание в стране «дискриминации по религиозному признаку».

Помимо УПЦ МП, на Украине действуют Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Обе они не признаны мировым православием, однако регулярно притесняют священнослужителей УПЦ МП, отбирают храмы. Верховная рада же планировала рассмотреть сегодня два законопроекта о религиозных организациях. Согласно первому из них, УПЦ МП будет вынуждена согласовывать с властями назначение митрополитов и епископов, так как ее руководящий центр находится в «стране-агрессоре», то есть в России. Второй акт предполагает предоставление гражданам права менять юрисдикцию общин, центры которых действуют как на Украине, так и за ее пределами.

Ранее СМИ сообщили, что сегодня рада не будет рассматривать эти документы, так как нет необходимого количества голосов для принятия законопроектов.

Богдан Безпалько, политолог, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России:

«Такое впечатление, что депутаты украинского парламента заболели бешенством. Вынужден констатировать, что сейчас мы наблюдаем далеко не первую попытку подчинить волю Украинской православной церкви Московского патриархата руководителям Украины и ввести дискриминирующий УПЦ МП закон. Вспомним о поддержке Леонидом Кравчуком Филарета, расколовшего Украинскую православную церковь, и о поддержке Виктором Ющенко попыток объединить УПЦ с раскольническими церквями в "единую поместную церковь".

Украинская православная церковь Московского патриархата находится под постоянным давлением в течение всего времени существования незалежной Украины — с 1991 года. И "евромайдан", конечно, усилил это давление зачастую до физического, вплоть до уничтожения. Например, Феофан Кратиров подвергался пыткам в Службе безопасности Украины, немало священнослужителей было убито, с 2014 года более 40 храмов захвачено раскольниками и униатами.

Те законопроекты, которые собирается рассматривать рада, нарушают существующие нормы права на Украине. Во-первых, церковь в этой стране отделена от государства, так что оно не имеет права вмешиваться в церковные дела.

Во-вторых, подобные инициативы преследуют откровенную цель — перевод храмов и епархий в юрисдикцию раскольнических группировок, прежде всего тех, которые относятся к УПЦ КП, так называемому Киевскому патриархату.

Отмечу, что иезуитские формулировки о самоидентификации верующих или о том, что руководящие кадры церкви не могут находиться вне Украины, почему-то никак не применяются по отношению к Римо-католической церкви, к униатам, мормонам или "Свидетелям Иеговы", руководящий центр которых тоже находится далеко за пределами Украины. Стоит напомнить господам украинским парламентариям, при всей их компетентности, об этих фактах.

Но в целом и внутри самой УПЦ МП тоже далеко не все хорошо. Многие у нас ошибочно воспринимали возглавлявших ее людей как однозначных союзников и сторонников единства. Митрополит Владимир Сабодан, который сменил ушедшего в раскол Филарета, в одном из своих интервью говорил о том, что автокефалия должна увенчать усилия УПЦ МП в своем развитии. Он вел переговоры с представителями так называемого Киевского патриархата. Ряд архиереев УПЦ МП откровенно разделяет украинские националистические убеждения. Часть их себя дискредитировали не только с этой, но и с чисто человеческой стороны, например, митрополит Александр Дробенко, который обвиняется в убийстве.

Очевидно, что церковь, фактически независимая в своих решениях, у которой есть единственная связь с Москвой в виде канонического общения, будет подвергаться преследованиям. Это было ясно с самого начала, и все рациональные и разумные доводы, включая те, что я перечислил выше, неприменимы к украинскому политикуму. Там существует одна цель — максимально разорвать отношения с Россией, использовать все инструменты для того, чтобы превратить украинское население во врагов Москвы. Для этого используется и религиозный фактор как один из самых важных для человеческого сознания».