Безвизовый режим Украины с ЕС не сулит ничего хорошего для украинской экономики. Он ориентирован на то, чтобы заманить в Евросоюз как можно больше туристов с Украины. Конечно, уровень доступности Европы для них при Петре Порошенко ниже, чем при президенте Викторе Януковиче: тот уровень благосостояния большинства населения, который был до «майдана», не будет достигнут еще много лет. Напомним, что 14 июня 2015 года тогдашний губернатор Одесской области Михаил Саакашвили заявил, что экономика Украины лишь через 20 лет может вернуться к уровню благосостояния, который был при Викторе Януковиче.
Почему же Брюссель ввел безвизовый режим? Руководство ЕС ввело безвизовый режим с Украиной для того, чтобы получить еще один источник для подъема европейской экономики. И, конечно, ЕС сделал такой «подарок» для Киева за продажу командой Петра Порошенко экономического суверенитета этой страны Брюсселю и Вашингтону. С экономической точки зрения ничего заметно позитивного для украинской экономики этот шаг не несет, но Петр Порошенко может пытаться обманывать украинское население, утверждая обратное.
Ведь по факту вся эта евроинтеграция вынимает последние гривны из кошелька большинства населения Украины. Под этим лозунгом была заключено Соглашение об ассоциации Украины с ЕС. В результате импорт товаров из 28 стран ЕС стал вымывать с внутреннего рынка даже продукцию местных сельхозпроизводителей. Импортные поставки моркови, картофеля, свеклы выросли за последние три года в 3 раза. По итогам 2016 года, одних только продуктов питания европейские компании поставили на Украину почти на 2 миллиарда евро.
Из-за евроинтеграции уголь и электроэнергия оказались на Украине дороже, чем в целом ряде стран Восточной Европы, а платежи по ЖКХ «съедают» большую долю доходов украинцев, чем в среднем по Европе. Чтобы помочь сбыту продукции товаров производителей Европы на Украине, Киев берет многомиллиардные кредиты у МВФ, хотя это не одобряют три четверти населения страны — власти Украины с их мнением не считаются. Одержимость властей Украины возможностью по максимуму заработать европейским компаниям выражается также в том, что там с охотой покупают де-факто российский природный газ в Европе, переплачивая за это сотни миллионов евро ежегодно.
Наконец, безвизовый туристический режим ЕС с Украиной нанесет фатальный удар по экономике курортных кластеров внутри этой страны, в частности, Одессы. Тотальная бедность в этих регионах становится прямым следствием того, что украинцы устремятся в Европу — вслед за мечтой.
Трагедии будут разворачиваться в десятках тысяч семей на Украине: уставшие от безысходности, нищенских зарплат и пенсий украинцы будут пытаться искать материальное счастье в Евросоюзе. Для этого зачастую будут взяты средства взаймы у родственников, друзей, в банках. Далее самолет, мимолетный взгляд в иллюминатор на взлетную полосу и — навстречу новым возможностям. Да, все понимают, что безвизовый режим дает возможность лишь временного пребывания на территории ЕС без права на работу, однако многие будут пытаться задержаться, зацепиться хоть за какую-то возможность заработка. На этом пути большинство из них ждет жестокое разочарование, долги, потеря денег и разрушенные финансовыми потерями семьи, но это потом.
Поначалу, пока будут средства, а окружающая действительность в ЕС будет в новинку, все будет казаться прекрасным и радостным. Даже солнце будет, как кажется, светить ярче, чем на Украине, да и дороги покажутся прямее, а люди — более жизнерадостными. Лишь спустя время, когда будут потрачены последние евро, наступят круги ада. Кто-то окажется в борделе, кого-то затянет в свои сети организованная преступность, кто-то будет в рабстве, а кто-то потеряет свои органы. Это не страшилки, а жестокая реальность Евросоюза, если судить о жизни там не взглядом из уютного лаунжа европейского аэропорта или гостиницы, а ощутить жизнь мигранта на себе. Отточенный до мелочей конвейер по запугиванию, обману людей работает в Евросоюзе без сбоев и только лишь ждет момента, когда очередной мигрант, растратив все средства, станет его жертвой.
Пока такой нелегал будет проедать последнее, бюджет ЕС будет пополняться денежными средствами. Налоги и акцизы спрятаны практически в любой покупке, которую совершит приехавший в Европу человек. Все это с лихвой компенсирует тот факт, что ЕС «щедро» дал возможность туристам с Украины не платить визовый сбор.
Конечно, все эти рассуждения не остановят большинство из тех, кто хочет на Украине обжечься, попытавшись въехать в ЕС «просто туристом». Даже сейчас средняя заработная плата на Украине формально не такая маленькая, как, например, в Македонии, которая не входит в ЕС, но находится в центре Европы. Так, весной средний месячный доход на Украине составлял 6,7 тысяч гривен, то есть около 225 евро. В Македонии — средняя фактическая зарплата — около 200 евро в месяц.
Но, во-первых, большинство жителей на Украине средней заработной платы в 225 евро не видит, в том числе потому, что по данным за апрель задолженность по зарплате достигла астрономической суммы в 2 миллиарда 100 миллионов гривен. При этом более миллиарда гривен задолжали предприятия, которые находятся вроде бы на плаву и официально не объявили себя банкротами. Хирург высшей категории в больнице может рассчитывать лишь на сумму в 5000 гривен, фельдшер зарабатывает меньше 4000 гривен. Учитель с многолетним стажем работы может в среднем заработать лишь чуть более 5000 гривен в месяц.
Во-вторых, уровень цен на целый ряд товаров и услуг сейчас выше, чем в ЕС: в конце прошлого года полный отказ властей Украины от регулирования цен на базовые продукты питания привел к их подорожанию за последние девять месяцев в среднем в два раза. Однако из последнего не вытекает, что перспективы заработка в Евросоюзе высокие.
ЕС — это жесткая система. Человек, даже получивший гражданство одной из 28 стран Евросоюза, все равно столкнется с тем, что будет иметь доход меньше, чем родившийся в Старом Свете. Во многих странах ЕС размер пенсий, например, устанавливается в зависимости от числа лет проживания в европейском государстве. Так, в Швеции стандартный размер пенсии доступен тем, кто прожил в стране не менее 40 лет. Если меньше, то за каждый отсутствующий год вычитается одна сороковая. Но правительство Швеции не волнует то, что в результате получается пенсия меньше, чем, например, в России, с учетом паритета покупательной способности. На любые возражения о недостаточной величине пенсии или социального пособия из уст европейских чиновников можно зачастую услышать одну и ту же фразу: «Не нравится — возвращайтесь обратно на родину».
С 11 июня 2017 года, когда 30 стран Европы откроют врата безвизового режима для граждан Украины, начнется обескровливание украинской экономики. Те средства, которые могли бы дать последнюю надежду на рост украинской экономики, будут вывезены за границу. Подавляющее большинство «просто туристов» вернется обратно на Украину с пустыми карманами и долгами, но это будет спустя время. Пока люди полны надежд, они не понимают, что даже на нелегальную работу в Евросоюзе выстраивается очередь, и что в принципе их не ожидает там вообще никакой работы. Разговоры о том, что в ЕС большой уровень официальной безработицы (8,6% в среднем по 28 странам Евросоюза) связаны с тем, что высокие социальные выплаты приводят к нежеланию некоторых жителей единой Европы трудиться. Это замшелый штамп брюссельской пропаганды. Реалии жестоки, и, например, в Италии подсчитали, что пребывание в ЕС привело лишь к снижению доходов населения.
Вокруг якобы экономического благополучия в Европе выстроено целое царство мифов. Да, некоторые состоятельные родители любят направлять своих отпрысков на учебу в Европу, но это — не показатель благосостояния в Старом Свете. Внутренняя информационная повестка в ЕС сильно искажена: там отсутствует в широком обиходе целый ряд терминов, которые Брюссель использует, описывая ситуацию в экономике России. Вы не увидите подробных данных об «оттоке капитала» из стран ЕС или о «реальных располагаемых доходах» граждан Европы. По этим показателям ситуация удручающая. Каждый четвертый гражданин единой Европы не имеет денег, чтобы заплатить за чашечку кофе в кофейне.
По сути, экономика Европы живет в долг и за счет экспансии на другие рынки. Берлину удалось так подавить экспортные возможности других стран ЕС, что в результате положительное сальдо внешней торговли Германии по итогам прошлого года превзошло результат Китая. 330 миллиардов евро — счет, который за НАТО выставил руководству Германии президент США Дональд Трамп — уже погашаются за счет вывода средств инвесторов из более слабых экономики Евросоюза, в частности, из Греции.
Экономически беззащитное положение украинского рынка обеспечивает европейским компаниям сотни миллионов евро прибылей, отнимая у многих украинских предприятий последние возможности остаться на плаву. Отсюда и колоссальные долги по зарплате. Безвизовый режим заберет из украинской экономики последние деньги, своего рода рабочий капитал, как разницу между тем, что зарабатывает человек на Украине и тратит на импортные товары. Эта разница и так стремилась к нулю. Теперь же из-за действия безвизового режима с ЕС экономика Украины будет доживать свои последние дни.
Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ