25 мая 2017 - 12:27

Власти Украины обсуждают прекращение пассажирского сообщения с Россией уже с 1 июля, пишет «Коммерсант» со ссылкой на информированные источники в Киеве. Грузовые перевозки приостановил на прошлой неделе Совет национальной безопасности и обороны (СНБО), когда принял решение о введении санкций против российских юридических и физических лиц и блокировании соцсетей, а также почтовых сервисов.

Планы полной приостановки железнодорожного сообщения с Россией в украинской столице пока официально не подтверждают, однако, по данным источников, это решение активно лоббируют секретарь СНБО Александр Турчинов и спикер Верховной рады Андрей Парубий, к жесткой позиции которых Порошенко прислушивается.

По информации источника, близкого к правительству Украины, сообщение будет прекращено из-за нежелания «Российских железных дорог» (РЖД) «прекратить пассажирские перевозки в Россию из зоны АТО и, в частности, из Донецка, что нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины». По-видимому, имеется в виду электричка из Донецка в российский Таганрог.

В госадминистрации железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныця» не подтвердили и не опровергли подготовку запрета пассажирского сообщения. «Никакого решения на этот счет на данный момент не принято», — пояснили там.

В свою очередь, бывший замминистра транспорта Украины Александр Кава отметил, что «Укрзализныця» зафиксировала «снижение пассажиропотока железнодорожного транспорта между Украиной и Россией более чем на 60% за последний год», и теперь он насчитывает почти 2 млн человек в год. «Это очень выгодные для Украины перевозки, ведь они совершаются составами украинского формирования», — признал Кава. Он уточнил, что прямые поезда российского формирования между двумя странами сейчас не курсируют: «Федеральная пассажирская компания ("дочка" РЖД) после событий весны 2014 года была вынуждена постепенно сократить, а затем и полностью отменить перевозку людей своими составами». По мнению Кавы, «в результате отмены пассажирского железнодорожного сообщения выиграют так называемые маршруточники — частные предприниматели, осуществляющие автотранспортные перевозки в Россию из приграничных украинских городов: Чернигова, Харькова, Сум».

Источник издания во фракции «Народного фронта» рассказал, что в Верховной раде нет единодушия по вопросу отмены пассажирских перевозок с Россией: «Некоторые депутаты из нашей фракции предприняли попытку убедить профильный парламентский комитет не отказываться от пассажирских железнодорожных перевозок и не создавать проблемы почти 2 млн украинцев, работающим в России. Насколько я знаю, к их аргументам прислушались. Проблема, однако, заключается в том, что для принятия этого решения не нужно проводить голосование в раде. Достаточно распоряжения "Укрзализныци"».

Как объяснили в «Блоке Петра Порошенко», «любое обострение отношений с Россией, будь то отключение соцсетей, прекращение железнодорожного сообщения или перспектива введения виз, поднимают рейтинг президента в глазах патриотически настроенного электората», поэтому подобные темы в последнее время и возникают, «независимо от их экономической целесообразности». Депутат выразил надежду на то, что «в конце концов здравый смысл возобладает, и от пассажирских перевозок отказываться не станут».

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян сегодня заявил, что кабмин в настоящий момент не рассматривает вопрос прекращения железнодорожного пассажирского сообщения с Россией. При этом Омелян добавил, что любое сообщение с нашей страной давно следовало прекратить, как это было сделано с авиаперевозками в 2015 году.

Андрей Марчуков, политолог:

«Планы Украины о полном прекращении железнодорожного сообщения с нашей страной — это, во-первых, еще один способ отгораживания от России и разрыва с ней любых связей. А во-вторых, средство шантажа, к которому прибегает украинское руководство, чтобы заставить российские власти поступиться теми или иными своими интересами. В данном случае — железнодорожными перевозками с Донецкой республикой.

Педалируя эти требования, украинское руководство смотрит, поддадутся ли российские власти или структуры РЖД. Для Украины любые связи с Россией являются неприемлемыми, поэтому если власти нашей страны и руководство компаний займут твердую позицию отстаивания своих национальных интересов и интересов населения республик Новороссии, можно ждать и полного сворачивания. Тем более, что активно педалируют это Турчинов и Парубий. Это самые одиозные, самые русофобски настроенные представители украинской власти.

Украинское руководство не волнует тот факт, что этот шаг ударит прежде всего не по населению России и не по нашей стране в целом, а по гражданам Украины, которые как раз до настоящего момента в основном и передвигались железнодорожным транспортом. Тем более, что ездят в Россию по большей части жители восточных областей, которых в Киеве считают неполноценными.

Так что похоже, что украинское руководство продолжит обрывать любые связи с Россией».

 

Валерий Васильев, сенатор от Ивановской области: 

«Кто проиграет от решения Украины о прекращении железнодорожного сообщения? Прежде всего, украинцы, поскольку пусть и гораздо меньше, чем прежде, но тем не менее несколько миллионов пассажиров в год пользуются железнодорожным сообщением Украина — Россия. И большинство из них —украинцы. Прекращение пассажирских перевозок — это новые неудобства для них. Тем более, что значительная часть работающих в России украинцев трудится здесь вахтовым методом и практически раз в каждый квартал примерно на месяц возвращается на территорию Украины.

Безусловно, пострадают и украинские ж/д перевозчики, которым сообщение с Россией давало внушительную часть доходов. Только за счет внутренних перевозок украинские железнодорожники не смогут окупать свою деятельность, у них существенно сократятся возможности обновлять парк вагонов, ремонтировать должным образом пути. Власти Киева успокаивают их, постоянно напоминая, что обострение отношений с Россией уже привело к тому, что практически на 60% сократился пассажиропоток. Но, судя по всему, даже оставшиеся 40% были существенным вкладом, в том числе и в казну страны. 

Кто выиграет? Частные перевозчики, которые расширят предложения по автотранспортным перевозкам. Будут новые прибыли у транспортников соседней Белоруссии, которые уже сейчас имеют серьезные дополнительные доходы и активно развивают возможности как железнодорожного транспорта, так и авиаперевозок, поскольку транзитные пассажиры — украинские граждане — все чаще пользуются их услугами. 

Определенный ущерб понесет Украина от потери валютной выручки, получаемой от сбыта продукции с приграничных территорий. По подсчетам украинских экспертов, до конца года ущерб может составить более 3,5 миллиардов долларов. И такие потери не могут не сказаться на ситуации в стране в целом: увеличится дефицит бюджета, ускорятся инфляционные процессы. Что касается потерь России, товарооборот с украинскими территориями настолько мал, что это вряд ли как-то ощутимо скажется на экономической ситуации в стране. А вот политическая составляющая наших отношений, скорее всего, усугубится. Об этом не следует забывать в Киеве, принимая столь конъюнктурные политические решения. Понятно, что на Украине есть запрос на обострение отношений с Россией, и власть там реагирует на него в надежде, что к следующим выборам украинские граждане забудут о том, что им в свое время создали дискомфорт. А, может, они надеются на то, что эти неудобства просто потеряются в огромном списке сложностей и противоречий, в которых сегодня живут обычные граждане Украины».