13 июня 2017 - 12:49

12 июня в Москве прошел согласованный митинг протеста на проспекте Академика Сахарова, в котором приняли участие около 1800 человек, хотя организаторы анонсировали 15 тысяч. ФБК подал в мэрию заявку на проведение этого митинга 29 мая. Городские власти имели все основания не разрешить проведение массовой акции в День России. И все-таки мэрия согласовала мероприятие оппозиции, предложив заявителям проспект Сахарова вместо требуемой ими Тверской улицы, поскольку между Манежной и Пушкинской площадями в этот день проходит масштабный исторический фестиваль «Времена и эпохи».

В Фонде борьбы с коррупцией согласились, но в ночь накануне митинга Навальный передумал и призвал своих сторонников прийти не на согласованное место, а на Тверскую улицу, где был запланирован фестиваль. Блогер заявил, что не смог договориться с подрядчиками об установке сцены и звукового оборудования на проспекте Сахарова. Хотя во время мероприятий в День России все это там было.

Мэрия Москвы назвала действия блогера провокацией. За призывы к участию в несанкционированной акции в центре Москвы, то есть за повторное нарушение статьи КоАП, а также за неповиновение правоохранительным органам полиция задержала главу ФБК в подъезде его дома днем 12 июня. Таким образом, снова призвав своих сторонников нарушить закон, сам Навальный на несанкционированный митинг не попал. Некоторые предполагают, что этим власти оградили блогера от возможных более серьезных неприятностей.

Празднования Дня России начались в центре столицы в полдень, реконструкторы показывали москвичам сцены из истории России. Когда на Тверскую подошли сторонники Навального, праздник закончился. Как сообщили власти Москвы, участников акции оппозиции на Тверской насчитывалось около 5 тысяч человек. Они спровоцировали давку. Беснующуюся молодежь мало волновало то, что в опасности оказались пришедшие на праздник семьи с маленькими детьми и пожилые люди.

Навальнисты штурмовали здания, находящиеся на реконструкции, балконы соседних домов, лавки реконструкторов. Одному из сотрудников Росгвардии брызнули в лицо из перцового баллончика, другого пинали ногами, когда он упал в давке. Около шестисот участников несанкционированной акции были задержаны, в том числе Мария Баронова, Марк Гальперин, Вячеслав Мальцев.

В то же время на митинге оппозиции на проспекте Академика Сахарова все происходило мирно и не было зафиксировано никаких провокаций, рассказала «РИА Новости» ответственный секретарь президентского Совета по правам человека (СПЧ) Яна Лантратова. При этом из друзей Навального на согласованное мэрией место не пришел никто, кроме директора ФБК Романа Рубанова. Как написала в своем Twitter адвокат Виолетта Волкова, он выключал микрофон выступающим.

В ночь на вторник Симоновский суд Москвы арестовал Алексея Навального на 30 суток, начиная с 12 июня, за призывы к участию в несанкционированных акциях, а также за неповиновение законным требованиям полиции. Адвокаты блогера намерены обжаловать решение суда. По их словам, нельзя доказать, что сторонники Навального пришли на Тверскую из-за его призыва.

Эдуард Лимонов, писатель:

«Навальному, наверное, хотелось устроить небольшую Ходынку. Ведь центр Москвы весь перекопан, и позвать людей в праздничный день на все эти канавы — значит пригласить их переломать ноги. Несмотря на это, вроде обошлось, и ничего серьезного не произошло.

Но Навальный явно нарывается. Конечно, он не человек из оппозиции, как его называют. Он никакая не оппозиция. Уже понятно, что так безнаказанно человек может действовать только в том случае, если у него есть хорошая крыша во власти. Так что он человек власти, или, как у нас говорят, одной из башен Кремля. Чтобы сказать, какой именно, нужно знать о раскладе во власти. Но кто-то из наших влиятельных лиц, видимо, его усиленно толкает. Может быть, Кудрин или, как я их называю, министры-капиталисты, либералы — все эти Силуановы, Набиуллина, Греф.

Алексей Навальный понимает, что он не может претендовать на участие в выборах 2018 года. Так что его действия — это такой дальний замах, он всякий раз себя утверждает как якобы лидера оппозиции, и каждым таким мероприятием повышает свой статус в этом качестве.

Как и после акции 26 апреля, многие привлекают внимание к высокому проценту школьников-навальнят среди присутствовавших на митинге. Но я бы не стал напирать на тему несовершеннолетних среди посетителей акций протеста. У меня впечатление, что подростки, которые туда приходят, — дети и внуки городской рассерженной интеллигенции. Это количественно очень небольшой даже не класс, а, скорее, срез общества. Но дело не в количестве, ведь на Болотной были сотни тысяч, и это все равно ничего не решило».