03 июля 2017 - 12:55

Восточный комитет германской экономики (орган Торгово-промышленной палаты ФРГ — прим. ред.) провел исследование о последствиях санкций Евросоюза против российской нефтедобывающей промышленности, финансового и оборонного секторов, пишет Life. Авторы документа высказались в пользу постепенной отмены ограничительных мер против Москвы.

Как отмечает шеф Восточного комитета Вольфганг Бюхеле, «нагрузка на экономику Европы, включая Россию, из-за санкций измеряется миллиардами евро». Совокупные потери ЕС и России за три года составили около 165 млрд евро, из них большая часть, около 90 млрд, выпала на долю Евросоюза.

Торговля между ЕС и Россией с 2013 года сократилась на 40%, с 327 млрд евро до 191 млрд в 2016-м, а экспорт из Германии в нашу страну упал с 35 до 21 млрд евро. Из-за этого число рабочих мест в ФРГ сократилось на 60 тысяч.

«Неуверенность бизнесменов и потребителей в будущем развитии привела к снижению инвестиционной и потребительской активности: бизнес-партнеры переориентировались на другие рынки, сократился туризм», — констатирует Бюхеле.

Не подсчитаны также потери ЕС из-за срывов ряда сделок более важных для Европы, чем для Москвы, например, относительно французских вертолетоносцев «Мистраль», добавляет эксперт.

Авторы исследования напоминают, что в 2014-2016 годах главным торговым партнером России вместо Евросоюза стал Китай, и это отставание лишь растет, особенно в сфере машиностроения.

Вольфганг Бюхеле убежден, что давно пора, по крайней мере, ослабить санкционную войну с Россией. Он призвал политиков тщательно проанализировать принятые в этой сфере решения и их последствия. «Экономические отношения не следует регулировать политическими инструментами, экспортозависимая Германия оказывается на стороне проигравших, когда санкции становятся панацеей для политики», — подчеркивает шеф Восточного комитета.

Планы американского сената расширить ограничения против России экономист считает абсолютно неприемлемыми и угрожающими мировой экономике.

«Это хорошо, что канцлер и министр иностранных дел не участвуют в этой игре, которая ведется явно в американских экономических интересах за счет европейских рабочих мест. Федеральное правительство много сделало за последние несколько лет и внесло свой вклад в контроль за конфликтом на Украине. Эти усилия будут поставлены под сомнение из-за новых санкций США. Вместо возобновления эскалации нам нужна воля со всех сторон к деэскалации и решения за столом переговоров. Предстоящий саммит G20 в Гамбурге, в котором участвуют как США, так и Россия, предлагает, быть может, уникальную возможность придать мирному процессу новый импульс», — отметил эксперт. Для устойчивого прогресса Запад должен сделать четкое заявление о намерениях, отменяющих первые решения о принудительном воздействии на Россию, добавил он.

В июле исполнилось три года с момента введения Евросоюзом санкций. Россия, в свою очередь, продлила эмбарго до 31 декабря 2018 года.

Юрий Солозобов, политолог, директор по спецпроектам Института национальной стратегии России:

«Думаю, надо подождать результатов саммита G20, это саммит Европы против Америки. Там должен выясниться расклад сил. Американская пресса пестрит заголовками вроде "Трамп объявил войну Европе", а немецкие газеты пишут, что Меркель объявила войну Трампу.

Повестка G20 откровенно антитрамповская. Там будут затрагиваться неудобные темы, которые действующий американский президент не хотел бы обсуждать: соглашения по климату, протекционизм и другие вопросы. Сейчас выясняется расклад европейской политики Трампа, в которой ему будет противостоять новая поднимающаяся Европа — франко-германский союз и Германия как главный локомотив Европы.

Это очень интересная ситуация, в которой Россия может быть спокойным доброжелательным наблюдателем и активным участником событий. Время работает на нас.

Если европейцы пойдут на отмену антироссийских санкций, разумеется, и Москва отменит продление своих ответных мер. Наши контрсанкции были способом защиты наших рынков, наших интересов. И, как только будут какие-то подвижки, можно будет сделать ряд жестов доброй воли. Например, можем для той же Польши освободить часть продовольственной корзины — те же яблоки, о которых было так много разговоров, — в обмен на локализацию польских сельскохозяйственных технологий на территории России.

Эту тему стоит обсуждать в рамках межпарламентского обмена. Парламентарии и эксперты способны быть очень значимым каналом общественной дипломатии».