05 июля 2017 - 17:55

По результатам исследования ВЦИОМ, 49% россиян категорически осуждают сталинские репрессии и выступают за более широкое информирование о событиях тех лет. При этом 43% опрошенных уверены в том, что иначе нельзя было сохранить порядок в стране, и эти меры были необходимыми. Само понятие массовых репрессий XX века знакомо 90% респондентов, из них справедливыми или скорее справедливыми их считает 16%.

По мнению опрошенных, пострадали несогласные с политикой властей (37%), заговорщики и предатели (24%), преступники и воры (23%), а также те, кто имел у народа авторитет (22%). Каждый десятый высказал мнение, что во времена Сталина казням и арестам чаще подвергались представители отдельных этнических групп.

Почти три четверти (72%) россиян, слышавших о репрессиях, призвали «как можно больше рассказывать о жертвах карательной машины сталинской эпохи подрастающему поколению, чтобы подобное никогда не повторилось», но 22% уверены в том, что подобные разговоры надо сводить к минимуму, чтобы не портить имидж страны.

Во время всероссийского интервью 9-10 июня «ВЦИОМ-Спутник» опросил 1,2 тысячи совершеннолетних респондентов, вероятность ошибки не превышает 3,5%. Цикл исследований, посвященных теме массовых репрессий XX века, социологи проводят в сотрудничестве с музеем истории ГУЛАГа и Фондом памяти.

Социологи отмечают неоднозначность восприятия темы репрессий в общественном сознании. По их мнению, это может быть связано с недостатком информации о сталинских временах.

Николай Стариков, писатель, сопредседатель движения «Антимайдан»:

«Абсолютно убежден: те, кто отвечал на вопросы исследования ВЦИОМ, считают аресты и казни невинных людей недопустимыми. Любой здоровый, нормальный человек скажет вам именно это. Невинного человека нельзя арестовывать, беззаконно осуждать и репрессировать.

Водораздел произошедшего в 30-е годы проходит не здесь, а в оценке того, законно ли были арестованы те, кто пострадал в то время. В этом суть разногласий и столь различных оценок россиян.

Но, безусловно, общее стремление жителей нашей страны — соблюдение закона и недопустимость осуждения невиновных. Отсюда и попытки либеральной части общественности называть невинными жертвами абсолютно всех, кто оказался в тюрьмах и лагерях в тот период.

Были ли там невинные люди? Конечно, были. Но те крупные сталинские процессы 30-х годов, на которых выносились приговоры руководству партии и представителям верхушки армии, имели под собой, к сожалению, реально существовавшие заговоры.

Поэтому мое мнение таково: нам нужно дать оценку этим заговорам, сказать, что любая деятельность по подрыву государственности недопустима и будет жестко пресекаться. И, конечно же, сказать о том, что в этот сложный период под удар попала и значительная часть рядовых, абсолютно невиновных граждан, чего никогда в нашей жизни больше повторяться не должно».