Очередной, но не неожиданный виток напряженности в российско-американских отношениях стартовал в 2014 году. Формально он был связан с нарастанием противоречий из-за разности подходов к вопросам международной безопасности и текущей системы мирового порядка. Государственный переворот и гражданская война на Украине, референдум о вхождении Крыма в состав России, интервенция и гражданская война в Сирии, борьба с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) — все эти темы стали линией разлома между двумя странами.
США с целью оказания давления на политическое руководство России ввели новые экономические санкции, активировали моховик информационной войны, усилили давление на дипломатическом уровне и начали активно играть военными мускулами НАТО вблизи российских границ. В общем ряду мероприятий были увеличены и потоки финансирования внесистемной оппозиции и аффилированных правозащитных организаций для раскручивания первого этапа майданной технологии — углубление внутриполитического кризиса внутри России в преддверии нового политического цикла, приуроченного к выборам президента в 2018 году.
Конечную цель западных проектировщиков «цветных» сценариев лучше других выразил в интервью телеканалу CNN в феврале 2014 года бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, который на вопрос о том, что думает президент Путин о диверсионных событиях на Украине, ответил: «Думаю, он видит в этом генеральную репетицию того, что мы бы хотели сделать в Москве. Смену режима». Такие оговорки давно стали нормой американского информпространства.
Для предотвращения работы таких структур, ведущих деятельность, направленную на подрыв действующего конституционного строя и создающую угрозу безопасности, в мае 2015 года Госдума приняла федеральный закон о «нежелательных организациях». Модель была выбрана простая, но эффективная — в том случае, если такая организация признается нежелательной, ее банковские счета будут заморожены, а дочерние отделения закрыты. В июле того же года Совет Федерации направил в Генпрокуратуру, МИД и Минюст «патриотический стоп-лист», в котором числились первые 12 организаций, которые должны приобрести статус нежелательных.
В их числе оказались старые знакомые российских органов безопасности: Фонд Сороса, Фонд Макартуров, Freedom House, Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд «Образование для демократии», Восточно-Европейский демократический центр. Не только на российском примере известно, что основной целью деятельности данных образований является не столько фактор развития демократии и поддержки демократических институтов, сколько фактор дестабилизации политической обстановки.
Несмотря на то, что большая часть фигурантов этого списка официально закрыли свои представительства и прекратили деятельность до принятия вышеуказанного федерального закона, данные организации активно продолжали и продолжают финансировать ряд оппозиционных действующей власти проектов из-за пределов России.
Можно выделить основные направления их деятельности. Первое — работа с несистемными оппозиционными партиями, организациями и их молодежными структурами, второе — работа с представителями органов местного самоуправления, которая направлена якобы на развитие самостоятельности областей, а на практике — на ослабление их управляемости из центра. Третье направление подразумевает развитие «альтернативных» государственным СМИ, подконтрольных НПО, четвертое — создание новых и укрепление уже существующих общественных организаций, а также реализацию через них методов ненасильственной борьбы.
По данным ежегодного доклада Минюста о деятельности некоммерческих организаций, за 2016 год российские НКО получили из иностранных источников 71,8 млрд рублей, из них 804,3 млн рублей получили организации, признанные Минюстом «иностранными агентами». Неудивительно, что деньги поступали в основном из западных стран: США, Германии, Норвегии, Кипра, Великобритании. Основными организациями, которые оказывали финансовую помощь «иностранным агентам», выступали посольство Великобритании, Норвежский Хельсинский комитет, филиал Фонда имени Генриха Белля.
Согласно действующему законодательству, с 20 ноября 2012 года, когда вступил в силу закон «об иностранных агентах», НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие иностранное финансирование, обязаны зарегистрироваться в статусе «иностранного агента». На 1 июля 2017 года Минюст России зарегистрировал в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, 91 организацию. Из них 30 официально ведут свою деятельность в Москве, 9 — в Санкт-Петербурге, 8 — в Свердловской области, 7 — в Самарской области, 6 — в Челябинской области, 4 — в Калининграде, по 3 — в Нижегородской области, Пермском крае и Новосибирской области. География НКО, получающих финансирование из-за рубежа, тоже неслучайна — ввиду отсутствия у оппозиции успехов в организации «майдана» в столице России в 2011-2012 годах предпринимаются попытки по усилению протестной активности в ряде крупных регионов страны. Этот процесс необходимо рассматривать как подготовительный этап в рамках запланированной кампании по дальнейшему расшатыванию общественно-политической ситуации в стране.
Наиболее известными структурами, попавшими в реестр, являются «Мемориал» — структура, занимающаяся исследованием политических репрессий в СССР, некоммерческая организация «Голос», занимающаяся мониторингом проведения выборов, центр антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл — Р», а также «Левада-центр» — организация, проводящая социологические и маркетинговые исследования.
Такие социологические исследования и замеры общественного мнения изначально нацелены на темы, которые призваны показать политические и идеологические ориентиры разных групп населения, а также отношение к действующей политической власти. Так, в ноябре 2015 года при участии Института Гайдара было поведено социологическое исследование на тему «Изучение общественного мнения среди студентов российских элитных вузов относительно политической ситуации в стране, отношении к власти и идеологических ценностях», заказчиком которого выступил некий неизвестный американский социолог. В действительности сбор информации ставил целью сформировать представление будущей элитарной части российского общества о текущем отношении к конституционному строю, политике действующей власти, социальных проблемах, особенностях национального менталитета, личных политических взглядах и идеологических ценностях. Для чего американскому социологу понадобилась такая информация? Безусловно, такая информация имеет большую ценность и может использоваться американскими аналитическими центрами с целью формирования среднесрочной стратегии по информационно-идеологической работе с российской молодежью.
За последние несколько лет «Национальный фонд в поддержку демократии» («National Endowment for Democracy», NED) и Институт «Открытое общество» («Open Society Institute», OSI), более известный как Фонд Сороса, активно усилили свою работу на российском направлении. В августе 2016 года неизвестные хакеры взломали сервера, на которых размещались документы Фонда Сороса. В них сообщалось о том, что одной из основных задач, стоящих перед организацией, является противодействие расширению влияния России в Европе. На борьбу с «российской пропагандой» фонд выделяет порядка $500 тыс.
Интересной также представляется информация, подтверждающая участие фонда в подготовке госпереворота на Украине, а также факты проведения консультаций украинского президента Порошенко с генералами из НАТО на тему обхода минских соглашений в военной сфере.
Небывалую активность проявляет и «Национальный фонд в поддержку демократии», функционирующий за счет средств из бюджета США. На протяжении последних нескольких лет фонд ежегодно увеличивает финансирование проектов, направленных на борьбу с коррупцией, поддержку меньшинств и защиту прав человека в России. Сумма выделенных средств в 2016 году возросла вдвое по сравнению с предыдущим годом и составила более $10 млн, которые пойдут на реализацию 108 проектов на территории России. Имена получателей грантов фонд не раскрывает, в отчетах представлена только информация о выделенных средствах и целях проектов.
Примечательно то, что в 2016 году NED выделил более $53 тыс. на обеспечение работы некоего антикоррупционного сайта, а также отдельный грант на проведение антикоррупционных расследований и обнародование фактов о коррупции на $40 тыс. Всего же в 2016 году на антикоррупционные проекты фонд выделил почти $240 тыс.
Уже 2 марта 2017 года «Фонд борьбы с коррупцией» Алексея Навального сенсационно опубликовал фильм о премьер-министре России Дмитрии Медведеве, который обвинялся в коррупции. 26 марта 2017 года по этому случаю во многих городах России прошли протестные акции несистемной оппозиции. Ровно через два дня, 28 марта 2017 года, в конгресс США был внесен законопроект, предусматривающий создание фонда с бюджетом $100 млн для поддержки оппозиции и борьбы с коррупцией в России.
Можно с уверенностью сказать, что главная цель финансирования подобных проектов из-за рубежа — дестабилизация политической ситуации в стране после выборов президента России весной 2018 года. Вне зависимости от успешности переговоров между президентом России Владимиром Путиным и президентом США Дональдом Трампом, Соединенные Штаты Америки и дальше будут усиливать механизмы давления на внутриполитическую обстановку в России. Сильная, независимая Россия, предлагающая миру другой вектор развития в системе международных отношений, США просто не нужна. Стало быть, мы станем свидетелями новых «антикоррупционных расследований», созданных на деньги американских налогоплательщиков. В преддверии важных для государства событий, связанных с началом очередного электорального цикла, можно ожидать и других диверсионных и провокационных акций, единственной целью которых является осуществление государственного переворота.
Ян Сенокоп, эксперт Института стратегических исследований и прогнозов РУДН