Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов вышел на свободу после 4,5 лет тюрьмы. Вчера он дал пресс-конференцию, на которой обозначил свои планы на будущее и проанализировал события 2012 года на Болотной.
«Если левым силам удастся в 2018 году объединиться, действовать сообща и выставить единого кандидата, это должно быть, на мой взгляд, свежее лицо. Сейчас надо найти новых людей, проводить праймериз и выдвинуть какого-то сильного молодого кандидата», — сказал Удальцов, имея в виду предстоящие выборы президента России. Он отметил, что сам баллотироваться не намерен, так как у него есть непогашенная судимость, и сделал выпад в сторону Алексея Навального, который в такой же ситуации, да еще отбывая условный срок, проводит некую «предвыборную кампанию».
Удальцов намерен реорганизовать «Левый фронт», начать консолидацию внесистемных левых сил, наладить взаимоотношения с парламентскими коммунистами и восстановить контакты с европейскими социалистическими партиями.
По его словам, ключевая задача оппозиции — осуществить левый поворот, на который есть запрос в России и в мире.
Захар Прилепин, писатель:
«Я не смотрел выступление Сергея Удальцова, не знаю, что он говорил. Никогда в жизни не встречался с этим политиком.
Могу только пожелать ему удачи. По-моему, он честный парень».
Дмитрий Аграновский, адвокат:
«Вчера на пресс-конференции девушка из движения "За права человека" сказала примерно то же, что раньше говорил и Навальный: Удальцов не может адекватно оценивать ситуацию, потому что он неверно сориентирован ватниками и крымнашистами, адвокатами Волковой и Аграновским и своей женой Анастасией. Этакий триумвират, заговор.
Я над этим посмеялся, потому что Сергей Удальцов все оценивает нормально. Видно, что человек не потерялся. Еще до посадки он был за Крым и за Донбасс. И вообще он человек левых взглядов, причем советских, а не каких-то западно-левых. Естественно, ни Волкова, ни Аграновский, ни Анастасия Удальцова специально его взгляды не формировали. Хотя в этой части мы их полностью разделяем и поддерживаем. Да, нас можно назвать крымнашистами и ватниками, и сейчас уже ничего уничижительного нет в этих терминах.
А перспективы Удальцова я оцениваю как неплохие. Говорит он складно, находится в хорошей интеллектуальной форме, человек он жизнеустойчивый. На меня пресс-конференция произвела вчера позитивное впечатление. Я услышал те оценки, которые хотел: негативные по отношению к так называемой либеральной оппозиции, хорошие — о перспективах левого движения.
Мне понравилось его наблюдение, что левые — не геезащитники, а настоящие левые — пользуются популярностью во многих странах. Он упомянул и Бена Сандерса, и Меланшона, и с этими вполне приличными людьми можно дружить.
Важно и то, что он понимает, за кого он сидел и кто действительно виноват. "Московскому комсомольцу" я сегодня сказал, что Навальный сейчас должен прийти к Удальцову, встать на колени и просить у него прощения за то, что Удальцов за всех них отбыл срок.
Конференция была вполне патриотическая. Не со всем я согласен, но в целом впечатление у меня позитивное. Если Сергей не наделает серьезных ошибок, не будет якшаться с либералами, а похоже, что и не собирается, то думаю, что он вместе с другими политиками вполне может занять место той третьей силы, о которой говорил, и составить широкое общественное движение.
Думаю, что Удальцов вполне может вписаться в современные реалии, и не на правах изгоя или врага народа. Я не считаю, что он был в чем-то виноват. Разделяю высказанное им мнение: после 6 мая было впечатление, что часть либералов и часть властей находятся в сговоре, много странностей было в тот день. Уж больно события были удобно проведены. Внезапно была изменена схема полицейского оцепления, и либералы именно в этом месте остановили колонну. У кинотеатра «Ударник» образовался идеальный карман, чтобы прижать толпу. Вольно или невольно омоновский кордон помог создать давку. У меня сложилось впечатление, что это была некая провокация, возможно, против Путина. К сожалению, власть неоднородна, и в ней тоже присутствует пятая колонна.
Я вообще к левым отношусь с симпатией, особенно просоветским. Желаю Сергею всяческих успехов, не повторять прошлых ошибок и занять свое достойное место в российской политике. Левые нам нужны».
Владислав Шурыгин, военный публицист, обозреватель газеты «Завтра»:
«Любой человек, который попал в вынужденный застой, будь то тюрьма или эмиграция, сильно выпадает из своего времени и пространства. Настроения в обществе, при которых Сергей Удальцов сел, отличаются от нынешних. Поэтому я сомневаюсь, что ему удастся занять роль сильного политика. Значительная часть его электората за эти годы откочевала в другие партии, и Удальцову придется начинать все с нуля.
У него есть определенное преимущество, потому что в России всегда любят пострадавших за убеждения. Но опять же многое зависит от него как от личности, и от выбора, куда он дальше пойдет.
Владислав Шурыгин: У Сергея Удальцова есть преимущества, его политические перспективы зависит от того, куда он пойдет
Так что не уверен, что Сергей Удальцов очень быстро станет фигурой общероссийского значения. Очевидно, что он не собирается оставлять политику. И очевидно, что на левом фланге сегодня нет нормального лидера, активного, молодого, который поднимал бы левую идею».