Сегодня в Басманном суде Москвы режиссеру Кириллу Серебренникову, обвиняемому в хищении бюджетных средств, была избрана мера пресечения по делу о мошенничестве. До окончания следствия художественный руководитель «Гоголь-центра» будет находиться под домашним арестом.
Накануне Серебренникову было предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ («мошенничество в особо крупном размере»). За это преступление предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет. По версии следствия, Серебренников и сотрудники основанной им «Седьмой студии» похитили 68 миллионов рублей, выделенных министерством культуры на проект по популяризации современного театрального искусства «Платформа». Режиссер отрицает свою вину.
Известно, что продюсер Екатерина Воронова, которую следствие считает доверенным лицом Серебренникова, уничтожила часть документации «Седьмой студии». Об этом сообщил следователь в ходе судебного заседания. Представитель СК заявил, что режиссер уже пытался скрыться от следствия. Он также обратил внимание судьи на то, что директор «Гоголь-центра» имеет вид на жительство в одном из зарубежных государств. Кроме того, имеются доказательства того, что Серебренников пытался связаться с сотрудниками «Седьмой студии» и договориться с ними о единой позиции по делу.
Заседание суда по делу о мошенничестве, главным фигурантом которого является скандальный московский режиссер, вызвало бурную реакцию у столичной богемы. К зданию Басманного суда сегодня приехали актеры, коллеги Серебренникова по режиссерскому цеху и другие деятели искусств. Кроме того, поддержку худруку «Гоголь-центра» выражают и представители прозападной либеральной оппозиции, для которых он стал новой «жертвой кремлевских репрессий». На протяжении почти всего судебного слушания сторонники режиссера аплодировали и кричали «Свободу!».
Главный редактор журнала «Новое литературное обозрение», участница проукраинских «маршей мира» Ирина Прохорова на суде заявила, что готова внести любой залог за Серебренникова. По ее словам, директор «Гоголь-центра» — выдающийся режиссер, который является гордостью нашей страны. «Он вывел нас в передовые театральные державы», — считает Прохорова, называющая суд по делу о мошенничестве «показательным процессом над творческим сословием». При этом сестре олигарха «неважно, так ли это на самом деле». По словам бывшего депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, дело, возбужденное в отношении Серебренникова, — пример «бессмысленных и запугивающих репрессий».
По данным Генпрокуратуры РФ, в среднем каждый год фиксируется около 100 тысяч преступлений коррупционной направленности. Перед судом предстают и бизнесмены, и директора предприятий, и губернаторы, и министры. Все они равны перед законом, и ни для кого не может быть исключений. Такую позицию неоднократно озвучивал президент России Владимир Путин. «Никакие былые заслуги и высокие связи в случае коррупции не могут стать основанием для избежания наказания. Ни должности, ни высокие связи не могут быть прикрытием для нечистых на руку», — считает российский лидер.
Эдуард Лимонов, писатель:
«Пусть хоть тысячи стоят у суда и скандируют лозунги в поддержку Серебренникова. Эти люди не посвящены в уголовное дело и не знают, какие там детали. Думаю, они пытались оказать давление на суд из-за своей глупой веры в то, что режиссер, знаменитый человек не может быть вором.
Эдуард Лимонов: СКР не стал бы выдвигать против Серебренникова бездоказательные обвинения
А у меня такое ощущение, что Следственный комитет не стал бы позориться и выдвигать обвинения, не поддержанные доказательствами. Ведь Кирилла Серебренникова задержали последним из фигурантов дела. Видимо, не было точных доказательств, а теперь следствие смогло их найти и предъявить на суде».
Николай Стариков, писатель, сопредседатель движения «Антимайдан»:
«Моя позиция в следующем: перед законом все равны, вне зависимости от пола, возраста, профессии, политических убеждений и партийной принадлежности. Поэтому что касается ситуации вокруг Кирилла Серебренникова, мы здесь видим некую попытку оказания давления на следствие, судебные органы с целью смягчения участи человека, подозреваемого в определенных преступлениях, чью виновность или невиновность должен определить суд.
Николай Стариков: Сторонники Серебренникова пытаются оказать давление на следствие
Мне представляется, что все должно идти своим чередом, по закону. С одной стороны, какие-то поблажки в отношении одного обвиняемого очень негативно смотрятся на фоне отсутствия таких поблажек в адрес других. С другой стороны, ровно так же и строгость, которая не является необходимой согласно не только букве, но и духу закона, смотрится негативно на фоне отсутствия такой строгости в отношении других обвиняемых. Все будет решаться в суде.
Мне кажется, без серьезных оснований следствие не стало бы предпринимать таких жестких действий в отношении фигур, которые однозначно будут пользоваться медийной поддержкой со стороны определенного сообщества. В этом случае я спокойно наблюдаю за развитием событий и жду, когда суд поставит в деле точку».
Сергей Марков, политолог:
«Защитники Кирилла Серебренникова хотят, чтобы быть врагом Путина стало выгодно, и за счет этого свалить власть.
Только что я говорил с человеком, у которого, как неожиданно выяснилось, родственник работает у Серебренникова. И он мне рассказал, что все в коллективе знают, что режиссер ворует. Как только он стал руководителем "Гоголь-центра", начал стремительно обогащаться.
Сергей Марков: Вслед за Серебренниковым любой вор будет объявлять себя врагом Путина и требовать оправдания
Активные его защитники хотели бы сделать так, что если ты враг Путина, то можешь нарушать любые законы. Пойти у них на поводу — значит открыть дорогу "майдану", который начался именно с этого. Вслед за Серебренниковым пойдут другие такие же. Любой вор будет немедленно объявлять себя врагом Путина и на этом основании требовать его оправдания.
Люди, которые собрались у Басманного суда, — не сторонники Серебренникова, а противники Путина. На самого режиссера им наплевать, они бы требовали его посадить, если бы президенту от этого стало хуже».