13 сентября 2017 - 16:30

Санкции против России ежемесячно обходятся Евросоюзу в 3,2 миллиарда долларов. Таким образом, за три года объединенная Европа потеряла более 115 миллиардов, в то время как ущерб России оценивается всего в 55 миллиардов. Такие данные привел в своем отчете спецдокладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека Идрис Джазаири.

При этом ограничительные меры, по его словам, не имели «никакого явного положительного воздействия».

Как напоминает «РИА Новости», Джазаири посетил Россию в апреле этого года, чтобы оценить влияние санкций Евросоюза и США на ситуацию с правами человека в РФ. Он встретился с представителями российского правительства, бизнесменами, дипломатами и сотрудниками ООН. Сотрудники американского и европейских посольств в Москве отказались встречаться со спецдокладчиком.

В документе, который представил Джазаири, отмечается, что он впервые анализировал принудительные меры, «объектом которых стал столь сильный и стратегически важный игрок международного сообщества». Он назвал санкции контрпродуктивными и подчеркнул, что они не возымели требуемого эффекта, а вместо этого нанесли ущерб по странам-инициаторам. Кроме того, Джазаири отметил грамотную экономическую политику властей России, которые сумели быстро среагировать на изменения.

«Санкции, возможно, стали причиной снижения валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации в период 2014-2016 годов в среднем на 1% максимум», — считает спецдокладчик. Больший ущерб российской финансовой системе принесло падение цен на нефть, однако власти смогли приспособиться к новым реалиям, активизировав программу по диверсификации экономики и уводя ее от нефтезависимости.

«Больше внимания стало уделяться научным исследованиям, что ознаменовало собой возврат к прежним временам, когда во многих секторах, в том числе в космических технологиях, Российская Федерация находилась в авангарде», — сообщил Джазаири. По его словам, пример Российской Федерации «свидетельствует об ожидаемой адаптируемости (к санкциям) относительно благополучной страны с многообразными ресурсами, высококвалифицированным населением и многочисленными торговыми партнерами».

Он призвал «избавить ни в чем не повинных гражданских лиц в странах-инициаторах и странах-объектах санкций от нежелательных неблагоприятных последствий для прав человека».

Павел Тарусин, политолог:

«Призыв докладчика ООН избавить граждан от экономических последствий антироссийских мер не будет услышан европейскими и американскими властями. Продолжать давление на Россию Западу необходимо. Если политики признают, что их решения трехлетней давности оказались провальными, то многим из них придется покинуть свои должности.

К тому же санкции достаточно выгодны с точки зрения единения Запада, поскольку они консолидируют и сам Европейский союз, и Евросоюз с США.

Конечно, в составе ЕС есть государства, недовольные санкционной политикой, но их влияние пока не превысило ту критическую массу, которая могла заставить Меркель или Макрона изменить экономический курс и снять санкции.

Кроме того, существует группа стран, в числе которых Польша, Великобритания и Прибалтика, которые активно выступают против России. Хоть они и находятся фактически на содержании Германии и Франции, но приобрели серьезное влияние в вопросах планирования экономической политики Евросоюза.

Джазаири привел данные, что каждый месяц из-за санкций в отношении России Евросоюз теряет около 3,2 млрд долларов. Но это не очень большая сумма для объединения, оборот в котором исчисляется сотнями миллиардов и триллионами евро.

Для нашей страны санкции тоже довольно эфемерны. Они скорее имеют символическое значение, не затрагивая основы российской экономики. Ну да, с точки зрения нефте- и газодобычи антироссийские меры ограничивают разработку технологий с глубинных пластов на Приморском шельфе. Но там и так нефть просто не окупается, ее себестоимость уходит за сто долларов.

Ну да, нам отказали в рынках капитала. В итоге если раньше в год из страны вывозилось под 150 млрд долларов, то за первые 8 месяцев этого года ушло порядка 12 или 15 миллиардов.

Сложно рассчитать последствия санкций. Оценки их влияния могут быть лишь приблизительными. Мы видим, что власти нашей страны даже вопроса не ставят об отмене антироссийских мер, у которых есть и плюсы, и минусы.

Когда Запад лет через 5-10 поймет, что санкционная политика полностью провалилась, она будет моментально отменена и забыта».