В минувшую субботу в российских городах прошли акции сторонников Алексея Навального. Большинство из них были несогласованными. Оценив масштаб мероприятий, можно констатировать угасающую популярность самозваного кандидата в президенты.
Митинг в Москве стал самой малочисленной акцией «навальнистов» за текущий год. Тем не менее в Фонде борьбы с коррупцией заявили об «отличном результате». В соцсетях поклонники Навального сообщали, что на Пушкинской площади их было «порядка 5 тысяч». На самом же деле у памятника Пушкину собралось около 700 человек, включая представителей СМИ.
Подавляющее большинство участников несанкционированного митинга составляли школьники. Дети кричали, что Навальный — их президент, а «Путин должен уйти». Кто-то размахивал воздушными шариками в виде желтых уточек.
Фотографы зарубежных и некоторых российских изданий приготовились снимать задержание подростков омоновцами, но желаемой картинки так и не дождались. Полиция действовала предельно мягко, не поддаваясь на провокации. Оцепление просто предотвращало выбегание детей на проезжую часть. Позднее Навальный, находящийся в данный момент в московском спецприемнике за призывы к противоправным действиям, в беседе с корреспондентом «Дождя» связал отсутствие задержаний с «играми Кремля».
В Санкт-Петербурге сторонников Навального собралось больше, чем в Москве. По оценкам МВД, около 1,5 тысячи человек. В петербургском представительстве главы ФБК заявили о 7 тысячах. Как и в других городах, основной контингент мероприятия составляли несовершеннолетние. Собравшись на Марсовом поле, немного покричав о том, что «Россия будет свободной», ребята пошли на площадь Восстания. В некоторых местах в узких переулках «навальнисты» своей колонной перекрыли движение транспорта. Из-за этого экипаж «скорой помощи» не успел вовремя приехать на вызов к умирающей пенсионерке. Выходка сторонников Навального стоила пожилой жительнице Петербурга жизни. В итоге полиция все же начала задерживать наглых нарушителей общественного порядка. Малахольные визгливые барышни, которых правоохранители бережно сопровождали в полицейские «пазики», устраивали показательные истерики. Своими истошными криками они пытались продемонстрировать журналистам жуткие мучения, испытываемые во время задержания. Журналист «Эха Москвы» Арсений Веснин сообщал в своем микроблоге, что «менты разбили женщине голову». Версию о том, что она в своем припадке сама могла себе навредить, сразу отметалась. К сведению Веснина, омоновцы не применяли никаких спецсредств. Всех же задержанных вскоре отпустили без составления протоколов.
В других городах России митинги «навальнистов» также были малочисленными. Все те же школьники с красными шариками, все те же крикливые женщины с короткими стрижками и выкрашенными в голубой цвет волосами, все те же несуразные лозунги о допуске главы ФБК к президентским выборам. По завершении акций, на сайте Навального появился пост, в котором блогер (или, вероятно, его пресс-секретарь Кира Ярмыш) написал, что именно участники этих куцых митингов и «двигают Россию вперед» и «на них вся надежда».
Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств:
«Акции в поддержку Навального — это уже не митинги и протесты, а некий маргинальный перформанс. Все, что ему пока еще удается, — выводить на улицы школьников за те мелкие деньги, которые у него остались.
Алексей Мартынов: Акции Навального превратились в маргинальный перформанс
Эпопея, под названием "навальник", становится все больше похожа на веселую инициативу Эдуарда Лимонова, именующуюся "Стратегия-31".
Сторонники писателя собирались тогда 31 числа каждого месяца в защиту 31 статьи Конституции — за свободу собраний. Но у Лимонова была хотя бы какая-то логика, сюжет, смыслы. Пускай ошибочные, извращенные, но выписанные! А у Навального и этого нет: одни пустые разговоры про коррупцию, уточек и так далее.
Когда подобного рода события затеваются виртуально, их нужно все время подогревать, придумывая истории и вкладывая все больше денег. А деньги, видимо, кончились, как и идеи. Можно констатировать, что Леша — все».