27 ноября 2017 - 11:42

В настоящее время на Западе активно разрабатываются стратегии противодействия России, включая информационное поле битвы, пишутся всевозможные доклады и аналитические записки, суть которых сводится к попыткам доказательно обосновать российскую агрессию по всему миру и необходимость противостоять ей вплоть до информационной борьбы внутри самой России. К тому же Россия находится накануне главного внутриполитического события последних 6 лет — выборов президента РФ 2018 года, а это означает, что будут приложены большие усилия с целью дискредитации российской государственной власти, института выборов и их конечных результатов. В этой информационной атаке, безусловно, примут участие отечественные и зарубежные русскоязычные оппозиционные СМИ. 

Неслучайно конгрессмены США требуют увеличить в бюджете на 2018 год финансирование курирующего «Радио Свобода» и «Голос Америки» агентства BBG, дав ему на 81,6 млн долларов больше, чем просит само агентство, чтобы бороться с «российской дезинформацией» собственной пропагандой. Комитет по ассигнованиям Палаты представителей Конгресса США предложил увеличить бюджет «Голоса Америки» еще на 33 млн долларов, и еще на 24 млн долларов — «Радио Свобода», которые вещают на русскоязычное пространство.

Совет управляющих по вопросам вещания (BBG) — это «независимое» федеральное агентство, которое контролирует все американские гражданские (не армейские) международные эфирные средства массовой информации. С 1 октября 1999 года, BBG стал «независимым» федеральным агентством, ответственным за реализацию всего правительственного и финансируемого правительством США международного вещания. BBG стал правопреемником расформированного Информационного агентства США (United States Information Agency — USIA) — органа внешнеполитической пропаганды США, который существовал с августа 1953 года по 1 октября 1999 года. BBG были переданы вещательные функции USIA, а информационные функции USIA перешли к Государственному департаменту США.

Миссия BBG заключается в «информировании и объединении людей во всем мире во имя поддержки свободы и демократии». Совет BBG состоит из девяти членов, обладающих опытом в области массовых коммуникаций, радио и телевидении, а также в международных отношениях. 

Члены Совета BBG: 

• Рекс Тиллерсон — госсекретарь США, Карен Корнблюх, Раян Крокер, Джефф Шелл, Кеннет Вайнштейн, Майкл Кемпнер, Доктор Леон Арон.

Следующие комитеты Сената и Палаты представителей Конгресса США контролируют работу BBG и его программ вещания:

• Комитет по международным отношениям Сената;

• Комитет по иностранным делам в Палаты представителей;

• Комитеты по ассигнованиям государственных фондов США Палаты представителей и Сената контролируют направление и использования выделенных средств

Увеличение финансирования пропагандистских проектов США во время электорального цикла (президентские выборы 2018 года) в условиях информационной войны против России направлено на поддержку либерально-оппозиционной медиасреды, которая готова активно продвигать антироссийскую линию на своих информационных площадках, огульно критиковать проводимую российским государством внутреннюю и внешнюю политику, стимулируя протестный потенциал внутри страны. 

Американские структуры (BBG) в докладе на 2018 год (в разделе Content for Russia) даже не скрывают факта специального и активного освещения так называемых «антикоррупционных митингов» внутри России, которые в своей массе были несанкционированными политическими акциями, организованными представителями российской несистемной оппозиции, а также своей активной работы в регионах России. Интересна манера освещения внутрироссийских событий. Структурные подразделения BBG («Радио Свободная Европа/Радио Свобода» — RFE/RL) отличаются активной вовлеченностью во внутриполитические процессы в России, особенно в рамках освещения разного рода массовых протестов. Заметный рост просмотров материалов этих площадок (более 3 млн просмотров за несколько дней), опубликованных на сетевых ресурсах русской службой RFE/RL, а также на региональном сайте для Приволжья (Idel Realii) был достигнут за счет активного освещения мартовских протестных акций и забастовок дальнобойщиков. 

Отличительной особенностью и главной целью международного информационного вещания США является вовсе не анонсированное «противодействие вездесущей российской пропаганде», а закрепление на долгосрочной основе своего информационного присутствия в русскоязычном сегменте Интернета, которое позволит обеспечить сначала присутствие, а в дальнейшем доминирование антироссийской информационной повестки, способное оказывать эффективное воздействие на широкие слои населения России. Фактически речь идет об управлении сознанием масс, информационных манипуляциях, которые позволяют Вашингтону «мягкосиловыми» средствами влиять на развитие внутриполитической ситуации в России. 

Об этом красноречиво свидетельствует выступление нынешнего главы BBG Кеннета Вайнштейна перед комитетом Сената США по международным отношениям 17 ноября 2015 года. В своей речи американский функционер отмечал, что BBG вовлекает ключевые аудитории внутри России с целью противостояния российской пропаганде и перечислил ряд запущенных программ (о которых будет сказано в докладе ниже). По его словам, посредством этих программ удается привлечь зрителей, уделяя внимание существующим проблемам. Например, россияне размышляют над тем, движется ли их страна в правильном направлении, приемлема ли путинская политика, является ли социальная российская действительность тем местом, где они хотят растить детей, начинать или расширять свой бизнес, получать образование. Ключевые вопросы, касающиеся жизни каждого российского жителя. Иными словами, формируемая медиасреда, направленная не просто на борьбу с «кремлевской пропагандой», а на борьбу за «будущее России». Особенно выделяются такие иностранные русскоязычные СМИ как «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», «Голос Америки», «Настоящее время». 

Вмешательство во внутренние дела российского государства будет осуществляться за счет активной «подрывной» работы с российской аудиторией. Для этих целей созданы отдельно функционирующие языковые редакции, которые вещают на регионы России. Такой подход предусматривает попытки раскачать ситуацию изнутри путем создания множественных очагов протеста вдалеке от федерального центра, разыграв «региональную и национальную карты». Напомним, что BBG планирует финансирование сайтов, посвященных региональным новостям на чеченском, татарском и башкирском языках. Вещание на татарском и башкирском языках, по всей вероятности, тесно связано с информационной повесткой вокруг Украины, которая должна содержать в себе подробное освещение «агрессивных действий» России, «аннексии» Крыма, «оккупации» юго-востока Украины, а также освещение «тяжелого положения» крымско-татарского населения. Так, еще в отчете BBG за 2014 год в описании деятельности «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» отчетливо прослеживаются последовательность такой информационной политики, например, говорится о «суровой реальности, наступившей для крымских татар на аннексированном Крымском полуострове».

Это подтверждает и функционирование сайта «Крым.Реалии» (как на русском, так и на украинском языках) РСЕ/РС, который является агрегатором антироссийской информационной повестки. Существует даже отдельный раздел под названием «История», включающий в себя такие «смысловые блоки» как «Дневник оккупации Крыма», «Страницы крымской истории», «Депортация крымских татар», «Свидетельства оккупации».

Работает несколько информационных интернет-площадок, запущенных «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»: «Радио Азатлык» (Татаро-башкирская служба), «Idel.Реалии» (проект «Радио Азатлык» для Поволжья). Через эти ресурсы осуществляется медийная поддержка таких экстремистских организаций как «Меджлис крымско-татарского народа», а также ее самых известных представителей (М. Джемилева и Р. Чубарова), отметившихся призывами к возвращению Крымского полуострова силовыми методами, а также участием в транспортной и энергетической блокаде полуострова. Акценты данных новостных лент смещены в сторону дезинформации относительно проводимой Москвой политики на полуострове, подрыва доверия к институтам государственной власти (в особенности в среде крымско-татарского населения), укрепления в сознании населения тезиса об «аннексии Крыма» и «тяжелой судьбе» крымских татар в составе России.

Такая направленность информационной повестки напоминает информационные и психологические операции Запада времен холодной войны. Одним из инструментов информационного воздействия на Советский Союз была работа с национальными республиками и деструктивными националистическими силами внутри них. Ослабление внутреннего единства и, в конечном счете, развал СССР стал возможен, в том числе, благодаря активной поддержке оппозиционных националистических групп в национальных республиках. Уже тогда важную роль играли радиостанции (штабы психологической войны), финансируемые американским правительством и курируемые разведкой. 

По воспоминаниям генерал-лейтенанта, начальника информационно-аналитического управления КГБ СССР Н. Леонова: «Радиостанция "Свобода" вещала на всех языках народов, входивших в состав СССР, и бросалось в глаза, что содержание радиопередач на каждом языке носило характер узконаправленного националистического луча, рассчитанного на возбуждение национализма именно этого народа. Доминантой был подогрев антирусских чувств, но одновременно сеялись и семена национальной розни вообще».

В условиях развязанной Западом информационной войны против России атаки на ее информационный суверенитет должны восприниматься как военная агрессия в условиях войны классического типа. В борьбе за «умы и сердца» российских граждан крайне важно не допустить, чтобы российский народ стал объектом информационных манипуляций, нацеленных на разрушение национального согласия и единства, а также самого российского государства. 

Составной частью государственного суверенитета являются информационный и цифровой суверенитет, потеря которого способна привести к необратимым последствиям: дезорганизации системы государственного управления страной, информационному хаосу и кризису внутри российского общества. 

Обеспечение российских национальных интересов и реализация суверенной информационной политики вовсе не означают введение тотального контроля и уничтожения свободы слова. Недопустимы любые попытки вмешательства в российское информационное пространство извне (акты «психологической войны», «идеологические диверсии» и иные приемы манипуляции сознанием народных масс) в деструктивных целях. Целенаправленное распространение дезинформации антироссийской направленности должно быть пресечено. 

Шаги, направленные на ограничение деструктивного информационного воздействия со стороны западных СМИ, предсказуемо приведут к возникновению критики в адрес России, обвинениям в том, что власти борются со «свободой слова» и «независимой журналистикой» (хотя сложно назвать «независимой» деятельность, основанную на финансировании из средств государственного бюджета иностранного государства, в рамках которой есть четкая информационная политика, формируемая заказчиком). 

Противодействие так называемой российской пропаганде, нацеленное на внутреннюю российскую аудиторию, должно восприниматься как попытка посягательства на российский информационный суверенитет.

Никита Данюк, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН