Во время электорального цикла были предприняты попытки осуществить государственный переворот в Белоруссии.
После президентских выборов в Белоруссии 19 марта 2006 года, победу на которых одержал действующий президент Александр Лукашенко, в стране прошли массовые митинги оппозиции. Сторонники оппозиции, несколько суток жившие в палаточном лагере, призывали отменить результаты выборов. В ночь на 24 марта несанкционированный митинг был разогнан правоохранительными органами. По данным генеральной прокуратуры Белоруссии, всего было задержано более 500 человек. Движение по свержению Лукашенко, которое планировалось еще в 2005 году, получило название «васильковая революция».
Еще в августе 2004 года США устами сенатора Дж. Маккейна озвучили позицию в отношении лидера страны А. Лукашенко: «Мы будем бороться за то, чтобы Белоруссия освободилась от тирании». Вслед за этим Палата представителей конгресса США единогласно голосует за введение экономических санкций против республики и лично ее главы. В этом же году президент США Дж.Буш-мл. подписал документ — «Акт о демократии в Белоруссии», ставший краеугольным камнем политики Запада в отношении Минска. Его главный смысл и основное назначение заключались в создании условий для смены режима. Помимо односторонних требований, таких как «освобождение содержащихся в заключении лиц, помещенных в тюрьмы за политические или религиозные убеждения», этот документ также включал оказание поддержки белорусским демократическим силам и независимой прессе. Заявление американского президента, последовавшее за этим, подтвердило уверенность в том, что США попытаются реализовать на Белорусской земле «цветной» сценарий: «В то время как свобода продвигается по всему миру, Александр Лукашенко и его правительство возвращают Белоруссию к режиму репрессий в самом центре Европы… В свободной Европе нет места подобному режиму».
Таким образом, еще до выборов президента 2006 года западные политтехнологи получили четкую команду готовить в Белоруссии сценарий отстранения от власти А. Лукашенко. Данные угрозы были приняты во внимание и подтверждены КГБ Белоруссии, глава которого за год до запланированной электоральной кампании заявил о том, что имеется достаточно доказательств существования формирований для дестабилизации ситуации в Беларуси во время президентских выборов. Руководитель госбезопасности также отмечал, что США используют ресурсы и возможности международных и иностранных НПО для подготовки спецгрупп, которые предполагается задействовать для организации массовых уличных выступлений в Беларуси.
Выборы главы государства состоялись 19 марта 2006 года. По официальным данным, победил А. Лукашенко. Действуя по стандартной схеме, оппозиция во главе с лидером протеста, проигравшим кандидатом А. Милинкевичем, отказалась признавать итоги и организовала массовые акции протеста. Через несколько дней на площади Октября в Минске был развернут палаточный лагерь, на территории которого располагалось несколько тысяч человек.
В ночь на 24 марта белорусская милиция ликвидировала палатки, арестовав некоторых участников акции протеста.
По мнению наблюдателей миссии наблюдения СНГ, избирательная кампания и сами президентские выборы прошли в соответствии с действующим Избирательным кодексом и международными обязательствами Республики Беларусь в области проведения демократических выборов.
По мнению Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, проведенные президентские выборы 19 марта не соответствовали обязательствам в рамках ОБСЕ по демократическим выборам. В частности, глава делегации наблюдателей ОБСЕ в Минске Тони Ллойд заявил, что прошедшие в республике выборы не могут быть признаны легитимными: «Эти выборы не смогли обеспечить стране новый старт, в котором она нуждается. Народ Белоруссии заслуживает большего. Подсчету голосов не хватило транспарентности».
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подверг критике «миссию» ОБСЕ. Эта мониторинговая группа, отметил он, «предвзято оценила результаты белорусских выборов и сыграла подстрекательскую роль». По его словам, «задолго до проведения выборов уже звучали заявления о том, что результаты будут нелегитимными».
21 марта 2006 года США объявили, что не признают результаты выборов в Белоруссии и рассматривают вопрос о введении санкций в отношении ряда официальных белорусских лиц: «Мы также предупреждаем власти Белоруссии, чтобы они не угрожали или не задерживали тех, кто будет реализовывать свои политические права в предстоящие дни и далее», — подчеркнула тогда пресс-секретарь Буша Скотт Маклеллан.
В результате, белорусской оппозиции не удалось организовать ощутимого давления на власть и реализовать «цветной» сценарий. Лагерю оппозиции, который был разбит на площади Октября в Минске, не суждено было превратиться в местный «майдан». Просуществовав в общей сложности около недели, он был разогнан белорусским спецназом. В октябре 2015 года при проведении очередных президентских выборов сохраняется опасность повторения западных сценариев на территории ближайшего союзника России. Белорусская оппозиция уже стала призывать население бойкотировать выборы, которые apriori выставляются как нелегитимные, тем самым заранее демонстрируя желание противопоставить президента и белорусское общество, пытаясь создать почву для будущего протеста.
НПО в «васильковой революции»
Неправительственные организации, как и во всех «цветных революциях» на постсоветском пространстве, выступили не только проводниками западного влияния, но прямо содействовали продвижению оппозиционной повестки изнутри.
Своим участием в подготовке оппозиционных сил отметились: Агентство США по международному развитию (USAID), Совет по международным исследованиям и обменам (IREX), Фонд МакАртура и «Евразия» (McArthur Foundation, Eurasia Foundation), Национальный демократический институт (NDI), а также структурное подразделение Национального фонда поддержки демократии (National Endowment for Democracy).
Следует указать деятельность белорусских организаций за границей
«Офис за демократическую Беларусь» в Брюсселе — общественная организация, основанная белорусами, проживающими за границей, с целью укрепления связей между белорусскими продемократическими группами, включая НПО, политические партии, независимые СМИ — с одной стороны, и институтами ЕС, Советом Европы, НАТО, ООН, международными организациями, занимающимися правами человека, и международной прессой — с другой. Возглавляла организацию Ольга Стужинская, сотрудница Парламентской ассамблеи НАТО.
Občanské Bělorusko (Гражданская Беларусь). Международное объединение «Гражданская Беларусь» было основано в 2004 году с целью поддержки демократических инициатив и развития гражданского сообщества в Беларуси. Объединение стремилось к поддержке белорусских негосударственных организаций и их взаимного сотрудничества с чешскими партнерами. «Гражданская Беларусь» также стремилась передать в Беларусь чешский опыт общественной и политической жизни.
Также активное участие принимали и некоторые учебные заведения.
Европейский гуманитарный университет (сокращенно ЕГУ) — частный некоммерческий университет, основанный в Минске в 1992 году. Университет был единственным частным университетом в Белоруссии, некоторые предметы в нем преподавались непосредственно на английском, французском и немецком языках. Получал финансирование в основном из следующих фондов: Американский фонд MacArthur, Фонд Сороса, Европейская комиссия. В июле 2004 года президент Александр Лукашенко закрывает ЕГУ, поскольку уверен, что основной задумкой университета была подготовка новой белорусской элиты, которая должна была со временем «привести Беларусь на Запад». Закрытие было сопровождено демаршем зарубежных послов, шумом в прессе. С 2005 года ЕГУ начинает действовать в Литве, с февраля 2006 года получает статус литовского университета. В Литве так называемый «Европейский гуманитарный университет в изгнании» работает как структура, объединяющая белорусскую оппозицию, на содержание которого только в 2005 году различными американскими и западноевропейскими фондами выделяется примерно €5 млн.
Национальный гуманитарный лицей имени Якуба Коласа создан в 1990 году как воскресный при Обществе белорусского языка. Лицей Коласа был единственной в Беларуси средней школой, занятия в которой велись на белорусском языке, имеющей международный сертификат United World Colleges. Основатель Национального государственного гуманитарного лицея имени Якуба Коласа — Владимир Колос, член партии БНФ (Белорусский народный фронт), председатель общественной инициативы «Рада белорусской интеллигенции». Замдиректора лицея Лявон Борщевский — филолог, переводчик, общественный деятель и политик, экс-председатель Партии БНФ (Белорусского национального фронта) и ОО БНФ «Возрождение». В лицее учился сын лидера Национального фронта Винцук Вячорко, дочь координатора гражданской инициативы «Хартия 97» Дмитрия Бондаренко. Выпускником лицея был также Николай Астрейко (одни из руководителей «Партнерства»). В 2003 году Министерство образования Белоруссии ликвидировало учебное заведение и лишило его здания. В связи с этим ученики лицея обратились к странам Европы с просьбой дать возможность пройти обучение за рубежом, так как в Белоруссии «больше нет по-настоящему квалифицированных учебных заведений».
По аналогии с ранее организованными для государственных переворотов молодежными организациями «Отпор» (Сербия), «Кмара» (Грузия) «Пора» (Украина), «КелКел» (Киргизия), в Белоруссии был создан «Зубр». Также среди белорусских молодежных движений, участвующих в оппозиционной деятельности, была представлена одна из самых крупных в стране — «Молодой Фронт» (Малады Фронт).
Армения. 2008 год
Для западных проектировщиков «цветных революций» Армения, как и Белоруссия, является тем звеном, без которого невозможно окружение России. Дестабилизация ситуации в Армении и установление там прозападного режима правления приведет к снижению влияния Москвы на постсоветском пространстве, разрушению тесно выстроенных связей в рамках ОДКБ и Евразийского Союза. Именно такие сценарии Запад при поддержке армянской оппозиции изнутри пробовал реализовать в 2008 году. Попытки раскачать ситуацию также просматривались в 2015 году, что позволяет прогнозировать развитие негативных сценариев и в будущем.
Дестабилизировать ситуацию в Армении также попытались во время электорального цикла.
19 февраля 2008 года прошли выборы президента Армении. 20 февраля ЦИК Армении обнародовал окончательные предварительные данные: Серж Саргсян набрал 52,86% голосов избирателей, экс-президент Армении Левон Тер-Петросян — 21,5%, лидер оппозиционной партии «Оринац Еркир» Артур Багдасарян — 11,666%. За выборами нового главы государства в Армении следили 14 тысяч наблюдателей из 39 местных и 6 международных организаций. Миссия СНГ признала прошедшие в Армении президентские выборы свободными и открытыми. Президентские выборы в Армении в основном прошли в соответствии с международными стандартами, заявила вице-президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ, сенатор Бельгии Анна-Мари Лизин, возглавляющая миссию наблюдателей от ПА ОБСЕ.
Сразу после объявления предварительных итогов выборов оппозиция, во главе с кандидатом в президенты Левоном Тер-Петросяном, потребовала назначить новые выборы, а также предоставить им прямой эфир Общественного телевидения.
22 февраля лидеры оппозиции уже называли происходящее революцией. В полдень на площади Свободы прошел многочисленный митинг. Сторонники оппозиции размахивали флагами, выкрикивали имя первого президента страны и ждали сигнала к действию.
Митинг был несанкционированным. Никол Пашинян заявил, что власти не собираются пересматривать итоги выборов, но оппозиция заставит их это сделать. И призвал митингующих начать сидячую забастовку. Представитель от оппозиции также пообещал своим сторонникам, что в случае необходимости акции протеста будут проходить одновременно в разных частях Еревана.
Экс-президент Армении Левон Тер-Петросян, взявший на себя роль лидера протеста, заявил, что на сторону оппозиции перешла армия. По его словам, оба замминистра обороны, генерал-лейтенант Манвел Григорян и генерал-лейтенант Гагик Мелконян. Это заявление было встречено бурным аплодисментами и криками: «Победа!» Левон Тер-Петросян призвал армянское студенчество начать с 22 февраля забастовку.
26 февраля Левон Тер-Петросян объявил, что переговоры с властями возможны лишь при условии признания последними президентских выборов 19 февраля недействительными и объявлении в Армении новых выборов. Левон Тер-Петросян сообщил, что находится в тесном контакте с представителями посольств России, США и стран Евросоюза, которые аккредитованы в Ереване. По его словам, Европейская комиссия собиралась рассмотреть вопрос о выборах президента в Армении. Он сообщил, что 26 февраля он проводил встречу с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Финляндии Илкой Канерва. А также разговаривал по телефону со специальным представителем Евросоюза на Южном Кавказе Питером Семнеби. По словам Тер-Петросяна, во время этих бесед он объяснял своим собеседникам, что все происходящее на площади Свободы в Ереване — это демократические, мирные акции в рамках закона, и оппозиция не намерена была отклоняться от закона. По его словам, это был наиболее эффективный путь, и оппозиция достигнет намеченных целей. В тот же день президент Армении Роберт Кочарян в эфире Общественного телевидения Армении заявил, что пришло время, чтобы все проявили трезвость и поняли, что грубой силой к власти не приходят.
1 марта в субботу, в 6:20 утра, силами полиции и ОМОНа сторонники Левона Тер-Петросяна были разогнаны. Полиция Армении выступила со специальным заявлением, мотивировав свои действия полученной информацией о том, что оппозиция планировала 1 марта массовые беспорядки и провокационные мероприятия. На площади Свободы ожидалась раздача оружия, что могло бы вызвать жертвы и катализировать протест.
После разгона митинга в тот же день его участники переместились к посольству Франции близ мэрии Еревана. Ближе к вечеру сторонники оппозиции начали строить баррикады из подручных средств. Начались столкновения. Появились первые сообщения об убитых. Ситуация была неуправляемой. Толпа приступила к разгрому и грабежу расположенных поблизости частных и государственных объектов. Участникам акции протеста удалось занять часть проспекта Маштоца. По оценкам полиции, всего в беспорядках участвовали порядка 7 тысяч человек, среди которых были люди вооруженные автоматами.
В городе было введено чрезвычайное положение, 8 марта Конституционный суд Армении отклонил иски Тер-Петросяна и другого кандидата Тиграна Карапетяна об отмене решения Центризбиркома о результатах выборов и признал победу Саргсяна, 10 марта режим чрезвычайного положения был смягчен, а в ночь на 21 марта и вовсе отменен.
По официальным данным в результате столкновения погибло десять человек (восемь из них — гражданские лица) и более 250 получили ранения.
НПО в Армении
Армения занимает одно из первых мест на пространстве СНГ по степени активности неправительственных организаций. Расширение поля деятельности зарубежных НПО главным образом приходится на период после распада СССР. На рубеже 1990-2000-х годов была развернута деятельность Агентства США по международному развитию (USAID), фонд «Партнерство Евразия» (Eurasia Partnership Foundation), Национальный фонд в поддержку демократии (NED), Национальный демократический институт (NDI), Совет по международным исследованиям и обменам (IREX), Институт «Открытое общество» и др.
Выводы
«Цветные революции» в странах бывшего Советского Союза открыли новую страницу в истории реализации технологий демонтажа политических режимов. Отрабатывая каждый раз новую деструктивную стратегию, направленную на захват власти, западные политтехнологи научились умело направлять внутриполитические процессы в нужное для себя русло. Постепенное переформатирование постсоветского пространства приближало их к основной цели — Российской Федерации.
Каждая «цветная революция» начиналась с подготовки оппозиции на местах через соответствующие каналы западных НПО. Деструктивная оппозиция моментально активизировалась в момент электорального цикла, в ходе которого подготовленные отряды «революционеров» при обязательном участии молодежи устраивали массовые акции протеста в знак несогласия с итогами выборов. Результатом подрывной деятельности почти всегда являлся государственный переворот, который приводил к отставке парламента или главы государства.
События 2013-2014 гг. на Украине продемонстрировали готовность Запада использовать самые изощренные методы и сценарии в отношении нашей страны, предполагающие реализацию диверсионных актов и даже использование военной силы как фактора дополняющего технологии «цветных революций».
Анализ западных стратегий и сценариев с применением деструктивных технологий и неизменным набором зарубежных НПО позволил Российской Федерации вовремя заняться их купированием. Эффективным оборонительным оружием стали «Закон об иностранных агентах» и «Закон о нежелательных организациях», а также запрет деятельности USAID и др. западных НПО на территории России. Эти зарубежные структуры во всех «цветных революциях» на постсоветском пространстве самым активным образом спонсировали и помогали прозападной оппозиции.
Несмотря на эффективность работы по противодействию технологиям демонтажа политических режимов у наших геополитических оппонентов пока еще сохраняются возможности расшатать общественно-политическую ситуацию внутри страны, о чем свидетельствуют предпринятые ими попытки усилить градус протеста в российских регионах силами деструктивной оппозиции.
В преддверии самого важного политического события в жизни нашей страны — выборов президента России в марте 2018 года, можно ожидать новых диверсионных и провокационных акций, единственной конечной целью которых является осуществление государственного переворота.
Никита Данюк, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН