15 февраля 2018 - 13:58

15 февраля 1989 года ограниченный контингент советских войск был выведен из Афганистана.

«За мной ни одного солдата, офицера, прапорщика нет. На этом девятилетнее наше пребывание там завершилось. Я хочу сказать еще, что нашим солдатам, которые прошли эти девять лет, надо памятники ставить», — заявил журналистам командующий 40-й армией Борис Громов на мосту через реку Амударью. Он последним пересек границу, разделявшую СССР и Афганистан. 

Советские военные покидали центральноазиатскую республику на броне, с развернутыми знаменами. Задачи по недопущению нападения на южные границы СССР и оказанию помощи правительству ДРА в борьбе с незаконными бандформированиями были выполнены.

Советская армия не воевала с афганским народом. Воины-интернационалисты боролись с террористами и торговцами оружием, спонсируемыми США. Советские специалисты возводили дома и объекты инфраструктуры. Только 40% выполняемых армией задач были связаны непосредственно с военными задачами. Наши солдаты и офицеры стали заслоном на пути распространения наркотиков. Спустя несколько лет колоссальное увеличение производства героина и рост его экспорта показали, что на протяжении девяти лет ограниченный контингент советский войск сдерживал эту мировую угрозу. 

Еще в декабре 1987 года Михаил Горбачев во время визита в США заявил, что политическое решение о выводе советских войск принято. Вскоре в Женеве за стол переговоров сели делегации СССР, США, Афганистана и Пакистана с целью выработки политического решения афганской проблемы. 14 апреля 1988 года были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Согласно этим договоренностям, которые вступили в силу 15 мая 1988 года, советские войска должны покинуть территорию Афганистана, а американские и пакистанские власти обязались полностью прекратить финансирование афганских мятежников. 

К середине августа 1988 года была выведена половина ограниченного контингента советских войск. Западные партнеры ответили на это увеличением поставок оружия моджахедам, фактически нарушив Женевские соглашения. 

Афганская война стала самым длительным по продолжительности и крупномасштабным локальным конфликтом после Великой Отечественной войны. Службу в Афганистане прошли более 620 тысяч военнослужащих. Более 15 тысяч солдат и офицеров погибло. 92 человека были удостоены званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации. 15 февраля в России отмечают День памяти воинов-интернационалистов. Во время одной из встреч с ветеранами Афганистана президент РФ Владимир Путин сказал: «В Афганскую войну было испытано все, все, на что способен человек, что он в состоянии выдержать. Это знают и помнят наши "афганцы": им полной чашей пришлось хлебнуть и страданий, и горя, и отчаянья, и трудностей».

Виктор Баранец, военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», полковник в отставке:  

«Я видел эту войну и действия наших войск, видел и лицо врага. И часто думал о том, не было ли глобальной стратегической ошибкой направление нашего ограниченного контингента войск в Афганистан. Конечно, сегодня, задним числом, можно говорить, что это была стратегическая ошибка кремлевских перестарков во главе с Брежневым. Я попутно замечу, что даже среди высшего генералитета были офицеры, которые высказывали свое несогласие с генеральной линией ЦК КПСС. Но, тем не менее, решение было принято, войска были направлены, и почти за 10 лет этой войны мы потеряли 13,5 тысяч наших солдат и офицеров. Сегодня как раз тот день, когда нам надо воздать дань памяти этим людям, которые не вернулись домой, как и отдать должное всем тем, кто прошел сквозь горнила той войны. 

Этой войне есть лишь одно оправдание, если существует хоть какое-то оправдание любой войне, — Советский Союз тогда действовал в координатах своей международной политики. Тогда как раз была жесточайшая схватка нашего главного геополитического противника — Соединенных Штатов Америки — именно за этот регион. Тогда ввод ограниченного контингента войск обосновывался не только какими-то сугубо военными целями, а прежде всего военно-политическими целями. Советский Союз хотел контролировать этот стратегически важный регион. Ради этой цели и были брошены войска в Афганистан. 

Я встречался там с командиром 103-й воздушно-десантной дивизии генералом Грачевым, я встречался с ним уже и после того, как он стал министром обороны России. И всегда задавал один и тот же вопрос: "Могли ли мы вообще победить те орды моджахедов, которые воевали с нашей доблестной советской армией?" Грачев ответил мне по-офицерски просто и прямо: "Никогда!" 

По сути, против нашего ограниченного контингента воевали половина афганского народа и, как добавил Павел Сергеевич, полмира. Мы видели, как стреляют в советских солдат не только афганцы, но и наемники, которых там было очень много. А уж сколько там было оружия, денег, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, которые шли валом в афганские горы... Нельзя забывать, что у моджахедов были свои базы на территории сопредельного Пакистана — оттуда тоже бандиты делали вылазки против наших войск.

Но как бы мы ни рассуждали сегодня об итогах этой войны, надо сказать самое главное — честь советской армии ни на каплю не замарана. Советская армия в то время была солдатом своего режима, и она доблестно выполнила ту задачу, которая была поставлена. Мы сегодня задним числом можем признавать эту трагическую ошибку, можем оплакивать жертвы, но история есть история. Эти жертвы были повенчаны с высшей степенью советского достоинства».

Омар Нессар, директор Центра изучения современного Афганистана: 

«Спустя столько лет после ввода и вывода войск из Афганистана, конечно, сложно уже давать какую-то четкую оценку. Ведь, когда вводили войска, была какая-то аргументация, и когда выводили — тоже. И сейчас мы можем только с исторической точки зрения дать оценку. Я считаю, что вообще можно было обойтись без ввода войск. Можно было поддерживать союзное правительство в Кабуле, и вполне этого было бы достаточно. Масштабы угрозы тогда были преувеличены. Но если уж ввели войска, надо было решить задачу, а потом выводить так, чтобы не обрушить все. Можно было продолжить поддержку правительства Наджибуллы, но я понимаю, что мои оппоненты скажут, что Советскому Союзу было не до Афганистана, поэтому этот вопрос очень дискуссионный и остается открытым. 

Вывод советских войск из Афганистана я расцениваю как политическую ошибку, как и многие другие российские политики и большая часть афганских политиков. Формат вывода свел к нулю практически все результаты и вложения Советского Союза. Фактически получилось так, что после вывода мы не имеем никакого результата — погибли люди с этой и той стороны, а результата нет. Это и говорит о том, что это было ошибкой».