12 марта 2018 - 17:53

Евросоюз в понедельник продлил на полгода санкции против 150 граждан России и Украины, а также 38 организаций из обеих стран. Как говорится в сообщении Совета ЕС, он пришел к выводу, что пока не может отказаться от санкционного режима. 

Ограничительные меры в отношении нашей страны были введены из-за ситуации на Украине. В Евросоюзе считают, что упомянутые в санкционных списках люди «угрожают территориальной целостности Украины». 

Накануне глава европейской дипломатии Федерика Могерини вновь связала снятие ограничений с выполнением Россией минских договоренностей. Кроме того, по мнению Брюсселя, РФ должна прекратить «незаконную аннексию Крыма». 

В Москве неоднократно пытались объяснить западным партнерам, что Россия не является стороной конфликта на Украине и субъектом минских соглашений. Крым же вошел в состав Российской Федерации по итогам референдума, на котором за это проголосовало почти 97% населения полуострова.

Никита Данюк, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:

«Этот шаг был достаточно очевидным и логичным. Дело в том, что Европейский союз до сих пор руководствуется политикой евроатлантической солидарности, при которой решающее слово остается за Вашингтоном, потому что именно Соединенные Штаты в рамках Североатлантического альянса обеспечивают безопасность европейских государств. В этом контексте голоса из многих стран Европы, в первую очередь от бизнес-сообщества, а также от лидирующих политических сил, в частности, Италии, Австрии, Чехии, Венгрии, которые на протяжении нескольких лет выступают за конструктивные отношения с Россией, не учитываются при принятии решения. 

Есть достаточно серьезные политические силы в Германии и Франции, которые выступают за пересмотр санкционной политики. Но проблема в том, что внешняя политика ЕС отдана на откуп Брюсселю, а позиция Брюсселя надиктовывается из-за океана. С одной стороны, хорошо, что появляется огромное количество новых политических сил в Европе, которые против санкций. Рано или поздно количественные показатели могут перейти в качественные, но для этого должна измениться сама структура взаимоотношений Европы и США. Европа должна перестать быть вассалом Соединенных Штатов Америки, который обеспечивает свою безопасность за счет Вашингтона. Как только это произойдет, можно рассчитывать на то, что Европа изменит свой подход. 

Однако дело в том, что, согласно политической системе Европейского союза, государства передают свои внешнеполитические полномочия национальным органам. И в данном случае европейская дипломатия, возглавляемая Фредерикой Могерини, уже выносит консолидированное общеевропейское решение, даже несмотря на то, что многие государства и многие политические силы выступают против продления этого санкционного режима.

Мы видим, что фактически весь бизнес-истеблишмент и бизнес-сообщество Европы также выступают против этих санкций, потому что они экономически нецелесообразны и наносят очень большой урон экономике Европейского союза. Многие страны ориентированы на российский рынок. В той же Италии 200 тысяч рабочих мест ориентировано непосредственно на рынок РФ, и они производят экспортный продукт, который до недавнего времени был популярен на территории нашей страны. Так или иначе, пока Европа не сможет заполучить стопроцентный внешнеполитический суверенитет, пока она не станет полноправным субъектом международных отношений и не перестанет оглядываться на позицию Вашингтона, рассчитывать на пересмотр санкционной политики не приходится.

При этом мы видим, что, даже несмотря на подобного рода деструктивные шаги, наше государство все равно готово к сотрудничеству. Мы говорим о том, что санкции не являются предметом политического торга. Мы не намерены обсуждать какие-либо внешнеполитические и международные дела, а именно ситуацию по юго-востоку Украины, Сирии и так далее в привязке к отмене санкций. Это не предмет для политических спекуляций. Европейцы и американцы прекрасно это знают и пользуются этим. Причем, как мы видим, выдвигаются заранее невыполнимые условия. Привязывают отмену санкций не только к урегулированию ситуации на юго-востоке Украины, обвиняя Россию в невыполнении минских соглашений, хотя Россия не является стороной конфликта и все прекрасно понимают, что за срыв минских соглашений полностью несет ответственность Киев, но при этом еще и требуют пересмотреть вхождение Крымского полуострова в состав России, что, естественно, немыслимо, потому что это покушение на нашу территориальную целостность. Мы неоднократно заявляли, что вопрос Крыма никогда не будет стоять на повестке любых переговоров любого формата. Все это говорит о том, что санкционная политика долгосрочная: была бы суверенная внешняя политика российского государства, а санкции и поводы для этих санкций безусловно найдутся. 

Как мне кажется, вопрос в целеполагании. США вместе с ЕС хотят сохранить либеральный миропорядок с главным гегемоном в лице Соединенных Штатов Америки. Они пытаются противодействовать появлению новых центров силы, в данном случае нашего государства, вводя нелегитимные международные санкции без одобрения со стороны Совета безопасности Организации Объединенных Наций. Поэтому, к сожалению, эта ситуация в очередной раз демонстрирует абсолютную идеологическую агрессивную направленность наших европейских партнеров, которые к тому же не обладают в полной степени суверенитетом и субъектностью в вопросах международных отношений. 

Мы ввели свои контрмеры в ответ на санкции Европейского союза, однако заявляем о готовности пересмотреть их, как только эти санкции со стороны наших европейских коллег будут сняты. Если гипотетически будет сделан шаг навстречу, в чем я очень сомневаюсь, то, конечно, наше государство, демонстрируя конструктивный подход и решение задач за столом переговоров, а не с помощью политического, финансово-экономического, информационного давления, готово пересматривать, принятые ранее решения».