13 марта 2018 - 15:11

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй считает, что за отравлением экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля «с высокой степенью вероятности» стояла Москва. Об этом она заявила в понедельник во время своего выступления в британском парламенте.

По словам Мэй, нервно-паралитическое вещество «Новичок», использованное для атаки в Солсбери, производилось на российских заводах. Британские власти призвали Кремль передать всю имеющуюся на эту тему информацию Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). 

Если Москва не предоставит «правдоподобный ответ» до вечера вторника, то Лондон сделает вывод, что отравление было «незаконным использованием силы со стороны российского государства против Британии», заключила премьер-министр. Она пригрозила принять некие меры, правда, какие именно, пока не уточнила. 

В МИД РФ заявление Мэй назвали «цирковым шоу». Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на официального представителя ведомства Марию Захарову.

«Это цирковое шоу в британском парламенте. Вывод очевиден: очередная информационно-политическая кампания, основанная на провокации», — отметила дипломат.

Она посоветовала Великобритании сначала разобраться с делами бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, олигарха Бориса Березовского и бизнесмена Александра Перепиличного.

«Прежде чем сочинять новые сказки, пусть кто-то в королевстве расскажет, чем закончились предыдущие — про Литвиненко, Березовского, Перепиличного и многих других, кто загадочно умер на британской земле», — напомнила Захарова.

«"Гримпенская трясина" продолжает хранить свои тайны», — заключила представитель МИД.

Глава ведомства Сергей Лавров заявил, что Россия не будет отвечать на ультиматум Лондона.

«Прежде чем ставить ультиматумы — отчитаться перед британским правительством за 24 часа, лучше соблюсти свои собственные обязательства по международному праву, в данном случае конвенции по запрещению химического оружия», — сказал министр.

В Совете Федерации РФ обвинения Мэй также назвали провокацией. 

«Россия не только прекратила выпуск нервно-паралитических газов, в том числе «Новичка», но и полностью уничтожила все их запасы. Это было сделано в соответствии с международными соглашениями под контролем международных наблюдателей ОЗХО», — сообщил ветеран спецслужб, сенатор Игорь Морозов.

Покушение могли совершить британские спецслужбы или третьи страны с целью очернить Россию, отметил первый заместитель главы международного комитета Совфеда генерал ФСБ Владимир Джабаров. По его словам, после выдачи Скрипаля Великобритании он перестал представлять интерес для России.

США также отреагировали на заявление британского премьер-министра. Правда, единой позиции у официальных представителей страны, похоже, пока нет. Госсекретарь Соединенных Штатов Рекс Тиллерсон заявил, что Вашингтон поддерживает выводы Лондона о возможном участии России в отравлении Скрипаля.

«Такому нападению, попытке убийства частного лица на земле суверенного государства, не может быть оправдания. И мы возмущены тем, что Россия, предположительно, вновь совершает такие действия», — говорится в заявлении. При этом Тиллерсон сказал, что ему неизвестно, было ли отравляющее вещество использовано с разрешения российских властей.

А вот официальный представитель Белого дома Сара Сандерс отказалась давать прямой ответ на вопрос о причастности России к произошедшему. Когда ее попросили уточнить мнение Белого дома, Сандерс ответила: «Они (британское правительство — прим. ред.) все еще расследуют детали. Мы продолжим сотрудничать с ними и поддерживать их в этом процессе».

Сергей Скрипаль и его дочь Юлия по-прежнему находятся в больнице в тяжелом состоянии. В середине 90-х Скрипаля завербовала британская разведка МИ-6, он сдал десятки российских агентов и тысячи секретных документов. Отсидев пять с половиной лет, шпион был обменян на наших разведчиков, задержанных в США, и уехал в Великобританию.

Алексей Мухин, политолог, генеральный директор Центра политической информации:

«Британия выстраивает собственный санкционный профиль в отношении России и пытается воздействовать на Европу. Было очень знаковое заявление в королевском парламенте об усилении британского военного присутствия в Европе. Эта провокация организована, чтобы показать, что Британия пытается вести собственную и довольно агрессивную политику в отношении России. 

Под этот шумок они хотят ввести определенные санкции, прежде всего, в отношении россиян, которые проживают на территории Великобритании, имеют там собственность и хранят активы. Хотят совершить рейдерство по отношению к этим активам, финансам и заручиться активной поддержкой для организации этого рейдерства. Одна из причин — в британскую казну поступят финансовые средства и активы от конфискации, а вторая — озлобленные россияне возвращаются к себе домой и предъявляют претензии действующим властям. Расчет такой — он тупой, но сможет сработать. 

Сейчас британское общество находится в некотором шоковым состоянии после того, как британские таблоиды обвинили во всем Россию. Никто не вступится за граждан РФ, которые подвергнутся очень серьезному воздействию со стороны фискальных и судебных органов Великобритании. Плюс королевство получает повод, хоть и незаконный, для введения своих собственных санкций в отношении России. Видимо, в этом и состоит цель этой гигантской, хорошо медийно подготовленной провокации».

Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований: 

«Великобритания стремится разжечь конфликт с Российской Федерацией по экономическим причинам. Она теряет свое финансовое положение, перестает быть центром притяжения капиталов и управления глобальными потоками капиталов. Деньги переходят во Франкфурт, в Гонконг, Соединенные Штаты Америки. 

Конфликт закономерен, и они в нем заинтересованы. Одна из причин — добиться победы вместе с США и ограбить российский рынок недвижимости в Британии. Вторая причина — это собственные проблемы. Безысходность ситуации в британской экономике, завышенный курс фунта, отток капитала — масса внутренних проблем. 

Если Великобритания спровоцирует Евросоюз на усиление санкций и давления на Москву, то это укрепит позиции американских компаний в Европе. Это та стратегическая цель, которую преследуют американцы. Лондон в этой ситуации будет промежуточным звеном, перевалочным пунктом для американских денег, Франкфурт перестанет быть финансовым центром. Поэтому для Британии важно, чтобы санкции против России продолжались и усиливались и чтобы в эту борьбу активно втягивался Евросоюз. Я думаю, что все это ни к чему не приведет и останется только истерия».