24 апреля 2018 - 15:17

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству в целом поддержал концепцию законопроекта об ответных санкциях России в адрес США, сообщает RT. При этом сенаторы сделали ряд замечаний к документу. В частности, они указали, что запрет или ограничение на ввоз в РФ фармацевтических средств из Америки не должны касаться жизненно важных препаратов и лекарств «адекватной стоимости». 

В свою очередь комитет Совета Федерации по социальной политике предложил уточнить порядок привлечения иностранных специалистов к работе в России, отмечает «РИА Новости». 

«Законопроектом предлагается ввести запрет или ограничение на привлечение к трудовой деятельности в РФ граждан США или иных иностранных государств. При этом под данный запрет попадает достаточно большой круг иностранных работников, в том числе высококвалифицированных специалистов, что может спровоцировать сокрытие работодателями информации о привлекаемых работниках», — отмечается в заключении комитета. При этом сенаторы напомнили, что по закону иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими профессиональными навыками, выбирать род деятельности и профессию. 

Что касается запрета на ввоз лекарств из США, в социальном комитете СФ отметили, что эта мера «является несвоевременной и нуждается в дополнительном обсуждении». Такие запреты могут «повлечь за собой риски необеспечения граждан Российской Федерации необходимыми лекарственными препаратами в связи с отказом от ввоза в РФ препаратов, аналоги которых не производятся на территории России, либо значительно увеличить цены на препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых», говорится в заключении комиссии. Она предложила провести анализ фармацевтического рынка России. 

Законопроект об антисанкциях был внесен в Госдуму 13 апреля. Он дает право правительству по решению главы государства вводить 16 различных ответных мер против США, в частности запрещать или ограничивать ввоз в Россию лекарств, сельскохозяйственной, табачной, алкогольной продукции. Кроме того, в документе говорится о возможности запретить вывоз из РФ редкоземельных металлов, деталей ракетных двигателей, авиастроительного оборудования. Также возможно приостановление сотрудничества с США в атомной сфере. 

Все это станет ответом на очередное расширение Минфином США санкций в адрес России. 6 апреля ведомство расширило черный список, внеся в него 24 российских бизнесмена и официальных лица и 14 компаний.

Никита Данюк, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:

«Все зависит от того, как проработают этот законопроект. С одной стороны, мы прекрасно понимаем, что те недружественные антироссийские шаги, которые предпринимают Соединенные Штаты Америки и европейские государства в плане санкционного давления, — безусловно, не должны остаться без ответных действий. С другой стороны, в России есть сферы, в которых мы не обладаем стопроцентными суверенными, уникальными разработками и технологиями отечественного производства. Поэтому очень важно сохранить этот баланс. Сделать так, чтобы эти санкции в первую очередь били по нашим геополитическим соперникам, а не по населению России. 

Очень щепетильный вопрос в отношении лекарств. К работе подключилась комиссия по конституционному законодательству, и по ее рекомендациям ограничения нужно сделать только в отношении тех лекарств, которые имеют российские аналоги. Это очень важно, потому что самое главное — чтобы от этих контрмер не пострадал обычный российский гражданин. 

Точно такая же ситуация и в других сферах. Например в свертывании сотрудничества в авиакосмической промышленности. Я имею в виду запрет на экспорт российских двигателей, "Титана", который у нас закупают наши американские партнеры. Но не нужно забывать, что экспорт подобного рода продукции — это рабочие места, прибыль, которую получают российские компании и государство. Поэтому, если получится соблюсти этот баланс, то, безусловно, такие инициативы достаточно правильные. 

С другой стороны, все мы прекрасно понимаем, что экономическая кооперация между США и Россией не является критически значимой, определяющей, потому что наш товарооборот оставляет желать лучшего. Другое дело, как выстраивать отношения не с американскими компаниями, а с европейскими, которые, несмотря на жесткую антироссийскую риторику, все равно очень заинтересованы в развитии с нами экономических отношений. Мы видим, как, несмотря на давление, многие европейские государства готовы расширять сотрудничество в сфере энергетики и военной промышленности. Даже Турция — член НАТО — очень заинтересована в покупке комплексов С-400. 

Урегулирование отношений с Европой в данном случае намного важнее и принципиальнее, чем с американской стороной. Мне кажется, что нашим законодателям получится соблюсти этот баланс. С одной стороны — сделать ответные меры достаточно больными и ощутимыми для американской стороны, а с другой — чтобы они не отразились негативно на простых российских гражданах и интересах российских компаний за рубежом. Хотя, конечно, издержки всегда есть. Но новые вызовы заставляют нас идти на ответные меры. Не мы инициаторы, но поступить по-другому не можем».