17 июля 2018 - 14:23

Президенты США и России Дональд Трамп и Владимир Путин высказались за продолжение диалога, начатого во время саммита в Хельсинки. В ходе переговоров был затронут самый широкий круг важных для обеих стран тем: речь шла о ядерном оружии, военных конфликтах и их урегулировании, терроризме, экономических связях, ситуациях на Украине и в Сирии. 

Российский лидер отметил, что встреча прошла в откровенной и деловой атмосфере. По его мнению, трудности в двусторонних отношениях не имеют объективных причин, и, несмотря на разногласия, у РФ и США есть точки соприкосновения. Политологи же называют прошедшие переговоры «концептуальными».

Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств:

«Вчерашняя встреча Путина и Трампа носила концептуальный характер. Это первый саммит за более чем 8 лет. И за это время двусторонние отношения России и США опустились на самую низшую отметку. По мнению некоторых экспертов, они деградировали ниже того уровня, на котором находились во время холодной войны. 

И в этом смысле, вчера произошло историческое событие — начало разморозки российско-американских отношений. 

Оба лидера зафиксировали, что тот путь, которым прошли США, разрушая архитектуру двухсторонних отношений при прошлом президенте Бараке Обаме, — явно путь в никуда. Поэтому, на мой взгляд, главный результат вчерашних переговоров заключается в том, что они в принципе состоялись. 

Понятно, что конкретных договоренностей или соглашений в подобном формате не заключается. Другое дело, что это диалог равных, диалог лидеров крупнейших и важнейших стран в мире, сверхдержав. Я уверен, что этот саммит станет еще одной вехой в окончательном формировании многополярного мира. 

Безусловно, президенты поднимали важнейшие темы международной повестки: это Сирия, весь Ближний Восток, ситуация на Украине и многие другие. И очень важно, что по этим вопросам у президентов был разговор с глазу на глаз. Я считаю неверным расценивать эти переговоры в категориях "поладили — не поладили" или "будет прорыв или нет". Это другой жанр. 

Это формат обмена мнениями и энергетикой одними из самых могущественных людей в мире. И по этому поводу на итоговой пресс-конференции очень внятно высказался российский президент. Он напомнил всем, что это не футбольный матч или соревнование. Путин сказал: "Я отстаиваю интересы и позицию России. За мной — российское государство, а Дональд Трамп как президент США отстаивает позицию своей страны". Здесь смысл не в том, кто кого переиграет, а в том, что очень важно понимать, что в голове у вашего оппонента. И понимать это не через докладные записки разнообразных экспертов или служб, а по-человечески, глядя в глаза. 

Я уверен, что каждое слово, сказанное лидерами двух стран, — это руководство к действию наших правительств, соответствующих структур и служб. Вы помните, вчера, к примеру, было озвучено решение создать общую площадку по выработке методологии скорейшей разморозки российско-американских отношений. Думаю, что эта площадка уже сегодня создана и уже начала работать. 

Понятно, что Трампу тяжело будет объяснить своим оппонентам необходимость такой перезагрузки отношений. Русофобия стала основным элементом политической борьбы в США. Но я хочу сказать, что и Путину будет не намного легче в этом смысле, потому что российское общество тоже довольно эмоционально и справедливо плохо относится к США. Мы широко информированы  о действиях предыдущей американской администрации и лично Барака Обамы, который называл Россию страной-бензоколонкой и сравнивал с Эболой. Но российскому президенту придется развернуть общественное мнение в сторону потепления наших отношений.   Все прекрасно понимают, что это делать нужно. Потому что деградировать уже некуда, дальше только дно. И отсутствие двусторонних отношений между сверхдержавами — это крайне опасная ситуация для всего мира».

Дмитрий Егорченков, директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:

«Прошедшие переговоры произвели на меня позитивное впечатление. Более того, пресс-конференция, которая состоялась по их итогам, на мой взгляд, оказалась даже более оптимистичной, чем многие ожидали. Не может не радовать, что с американской стороны прозвучали взвешенные оценки и реалистичный подход к развитию наших отношений. 

Надо отметить, что первая реакция западных СМИ оказалась в какой-то степени истероидной. Представители демократического фланга США и представители СМИ, отрабатывающие интересы республиканцев, практически в один голос стали заявлять о том, что Трамп если не сдался Путину, то оказался в значительно большей степени "Путин ферштейн", как в Германии говорят. И американская элита по этому поводу сильно забеспокоилась. 

Что касается реальной политики и реальных взаимоотношений между РФ и США, я в этом смысле поддержу тезис президента Трампа о том, что положено хорошее начало для восстановления отношений, выведения их из глубокого тупика, в котором они находятся усилиями, прежде всего, американской стороны. И Трамп подтвердил это своими заявлениями. 

Будем надеяться, что такой подход американского президента не ситуативный, а последовательный. И что по возвращении в Вашингтон представители администрации, которые находились за одним столом на переговорах в расширенном составе, не скрутят ему руки. 

Трамп обозначил, что для него гораздо важнее сохранение мира и стабильность во взаимоотношениях с Россией, чем какая-то политическая конъюнктура. 

Я думаю, теперь должна последовать более плотная работа по всем направлениям российско-американских контактов. Она будет проводиться и по линии Министерства обороны, и госаппарата, и в сфере социальных служб. Кроме этого, на переговорах было заявлено о создании экспертного сообщества. Это очень важное направление, над которым задумались оба президента, прежде всего, потому, что необходима выработка новой идеологии взаимоотношений между США и Россией. То, что происходит сейчас, никого не устраивает. И в этом направлении предстоит приложить огромные совместные усилия, для того чтобы уйти от нынешней идеологии конфронтации и холодной войны».