07 августа 2018 - 16:47

Во вторник исполняется 10 лет со дня начала вооруженного конфликта в Южной Осетии. Грузия в ночь на 8 августа 2008 года обстреляла республику из установок залпового огня «Град». Грузинские войска атаковали Южную Осетию и разрушили часть ее столицы — Цхинвала. Днем 8 августа президент России объявил о начале операции по принуждению к миру в зоне конфликта. В регион были введены значительные российские силы. После пяти дней боевых действий РФ вытеснила грузинских военных из региона. Москва 26 августа 2008 года признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии. 

Сейчас обе республики обладают всеми атрибутами государственности, включая эффективно действующие системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Они контролируют свои территории, восстанавливают национальную экономику и активно занимаются вопросами развития правового общества и культурно-гуманитарной сферы.

Виктор Баранец, военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», полковник в отставке:

«Спустя 10 лет со времен событий августа 2008 года, осмысливая ту войну, я понимаю, что все было сделано правильно. Тогда многие военные задавали мне вопрос, почему, когда наша армия находилась в 30 км от Тбилиси, мы не рванули дальше, чтобы скрутить этого гаденыша Саакашвили и не повесить российский триколор над его резиденцией? До некоторых пор я тоже принадлежал к той категории офицеров, которые считали, что надо было раз и навсегда покончить с подлым режимом Саакашвили. Теперь я знаю, почему этого нельзя было делать. 

Если бы мы пошли дальше, мы бы фактически вторглись в регион, где жили грузины, которые не были повинны в этой войне. Мы бы вторглись в страну, народ которой не желал зла ни Южной Осетии, ни России. А этого нельзя было допустить.

Россия получила и свои уроки в этой пятидневной войне. Этот вооруженный конфликт показал все слабые места нашей армии того времени. И, несмотря на то, что мы все-таки принудили Грузию к миру, стало понятно, что российские Вооруженные силы с тем оружием и тактикой, которыми они располагали в то время, стоят у красной черты. Я считаю, что точка отсчета в реформировании нашей армии была положена именно в 2008 году. 

Еще один вывод, который можно сделать за прошедшие 10 лет, — грузинская политика, несмотря на то, что страну возглавил другой лидер, к сожалению, не сменила своего воинствующего вектора. То есть с политической точки зрения в Грузии фактически ничего не изменилось, кроме одного — она стала быстрее бить копытом в двери НАТО.

Военная политика Тбилиси стала более напористой, страна все больше впрягается в натовскую колесницу, хотя и не является членом альянса. Грузинское руководство становится все более недружелюбным по отношению к России. Буквально на днях премьер-министр Дмитрий Медведев, а ранее и президент Путин заявляли, что Москва рассматривает стремление Грузии вступить в Североатлантический альянс как серьезный антироссийский фактор. 

Но не надо забывать, что в республике Южная Осетия размещены наши военные базы. Это серьезное предупреждение тем, кто хочет реванша в Грузии, и напоминание тем, кто патронирует эту страну извне, что Россия не намерена шутить. Южная Осетия больше не будет девочкой для битья. Эту республику мы будем защищать так же, как и свою страну».