ООН признала, что ситуация в Сирии нормализуется. Там больше нет осажденных террористами районов, заявил спецпосланник генсека всемирной организации по САР Ян Эгеланн. Еще в мае таких было три — Эль-Фуа, Кефрая и Ярмук, напоминает ТАСС.
«Мы начинаем видеть конец этого конфликта», — сказал Эгеланн. Теперь ООН готова активнее доставлять гуманитарную помощь в Сирию.
Россия начала военную операцию против террористов в САР в 2015 году по просьбе президента арабской республики Башара Асада. В декабре этого года боевики «Исламского государства» (группировка запрещена в РФ — прим. ред.) контролировали около 70% территории Сирии, включая нефтяные месторождения. Численность террористов в регионе достигала 60 тысяч человек. К 2017 году ИГ потеряло 90% ранее занимаемой земли. 11 декабря того же года президент Владимир Путин объявил о завершении боевых действий и выводе войск.
В САР остались функционировать российский Центр по примирению враждующих сторон, несколько батальонов военной полиции и две российские военные базы — Хмеймим и Тартус.
С сентября 2015-го по декабрь 2017 года в боевых действиях на сирийской территории приняли участие почти 50 тысяч военнослужащих России. Авиация совершила 34 тысячи боевых вылетов. Были освобождены более тысячи населенных пунктов, включая крупнейший город Алеппо, а также древнюю Пальмиру. Россия потеряла четыре военных самолета и столько же вертолетов.
Сейчас Москва и Дамаск вместе с региональными партнерами обсуждают вопросы возвращения беженцев в освобожденные города. Российские компании будут активно участвовать в восстановлении страны, у них, как рассказал Башар Асад, будут всевозможные преференции.
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке:
«Американцы утверждают, что это они изгнали ИГИЛ (запрещенная в России группировка – прим. ред.) из Сирии, но на самом деле они не могли этого сделать на протяжении пяти лет, пока в республику не пришла наша армия. Россия помогла военным САР организоваться, повысить свою квалификацию, модернизировать военную технику и поднять боевой дух. Именно российские специалисты вместе с сирийскими активистами создавали зоны примирения, а сейчас обеспечивают безопасное возвращение беженцев на родину.
Поэтому можно говорить все что угодно, однако все знают, кто сыграл решающую роль в освобождении Сирии от террористов и стабилизации обстановки в стране. Главное, что и сирийский народ, и правительство понимают и признают в этом роль России. А то, что ООН или другие международные организации имеют свое мнение на этот счет, это их дело. Мне это напоминает ситуацию, когда на Западе заявляют, что американцы выиграли Вторую мировую войну, хотя все нормальные люди понимают, что это сделал Советский Союз».