Украинский министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что транспортная система страны начнет активно развиваться после прекращения железнодорожного и автобусного сообщения с Россией. Он привел в пример закрытие авиаперевозок между Украиной и РФ три года назад.
«Нам рассказывали, что это коллапс для украинской авиации. Напротив, пассажиропоток вырос вдвое. И украинцы охотно летают, и, наоборот, авиация развивается. Я убежден, что такая же история будет и с железнодорожным и автобусным сообщением», — сказал Омелян в эфире киевского «Пятого канала».
Он выразил уверенность, что «дружба» между Россией и Украиной из-за прекращения транспортного сообщения не пострадает, потому что ее «нет и никогда не было».
«Я считаю, что таким путем мы обезопасим украинцев, которые все еще на свой риск ездят в Россию… Если мы воюем, то нечего туда ездить», — выразил мнение министр.
При этом Омелян заявил, что Украина не собирается блокировать транзит российских грузов по своей территории, и возмутился, что их становится все меньше.
«Транзит с каждым годом падает, Россия делает это умышленно, чтобы в очередной раз обескровить Украину, но это объективный процесс, мы на него повлиять не можем. Со своей стороны мы, безусловно, блокировать транзит не планируем, потому что есть наши обязательства в рамках ВТО», — сказал министр.
Накануне Омелян заявил, что подписал некий документ, из-за которого «в Москву будут ходить только медведи». Он предполагает блокирование железнодорожного и автобусного сообщения с РФ. Кабмин Украины рассмотрит его в ближайшее время.
Для «Российских железных дорог» (ОАО «РЖД») решение Киева не будет иметь никакого значения, потому что по украинской территории ездит только один российский транзитный поезд до Кишинева. Однако для компании «Укрзализныце», украинского оператора железных дорог, это может стать серьезным ударом, так как поезда в Россию для нее были самыми доходными.
Андрей Суздальцев, замдекана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики:
«Украина постоянно ищет варианты доказать, что она является жертвой агрессии. А как это возможно, если в Россию ходят поезда, ездят автобусы, автомобили? Поэтому отказ от железнодорожного сообщения вполне в духе нынешней киевской власти. Это с одной стороны. Но не надо забывать, что для украинской элиты такие действия, как прекращение сначала авиасообщения, теперь, возможно, железнодорожного, — это способ наказать Москву. Так, во всяком случае, они это себе представляют. То есть власти Украины уверены, что, отрезав Россию по воздуху и по земле, сделают хуже нам, а не своему народу. Кстати, несмотря на весьма активную пропаганду ездить на заработки в Польшу, украинцы почему-то едут в Россию. А это, к слову, от двух до трех миллионов человек, которые затем привозят к себе на родину миллиарды долларов, заработанные в нашей стране. И тратят эти деньги на свои семьи, своих детей, стариков, покупают жилье, продукты. По сути, Киев перекрывает экспорт рабочей силы.
Мало этого, несмотря ни на что Россия сегодня является ключевым торговым партнером Украины. Наш товарооборот сохраняется и даже подрос за прошлый год. Разрыв отношений не принесет украинцам ничего хорошего.
У меня складывается ощущение, что люди, которые лоббируют решение о прекращении ж/д сообщения, преследуют какие-то свои личные цели. Ведь, объективно, украинской экономике дальше уже падать некуда. У России почти не осталось транзитов через Украину. В следующем году прекратится газовый транзит. Колесный транзит в Европу идет через Белоруссию и Прибалтику. Поэтому для нас, я уверен, очередное популистское решение украинских политиков не сыграет никакой роли, а вот Украине навредит очень сильно».