Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко подал в отставку и назначен временно исполняющим обязанности руководителя Приморского края. О такой перестановке он сам попросил на встрече с президентом Владимиром Путиным в среду вечером. Кожемяко намерен участвовать в выборах главы Приморья, которые состоятся через несколько месяцев — 16-го или 23 декабря.
«Конечно, у населения большие ожидания, ожидания перемен к лучшему. И, видя эту ситуацию, понимая экономическую составляющую, имея определенный опыт работы в субъектах, безусловно, хотелось бы согласовать с Вами, в силу того, что я сейчас действующий губернатор Сахалина, возможность участия в выборах губернатора Приморского края — с тем чтобы оправдать и ожидания жителей, и действительно сделать так, чтобы динамика развития соответствовала тем задачам, которые сегодня стоят перед Дальним Востоком», — сказал он главе государства.
Кожемяко пояснил, что он родился в Приморском крае, делал там первые шаги в своей политической карьере, в том числе был членом Совета Федерации от этого региона.
«Я не возражаю, пожалуйста», — ответил Путин, назначив Кожемяко исполняющим обязанности главы региона. Прошлый губернатор Приморья Андрей Тарасенко подал в отставку после того, как результаты второго тура выборов были аннулированы.
Полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев назвал решение Кожемяко «достаточно смелым».
«Потому что на сегодняшний день он должен будет сложить полномочия (губернатора Сахалина — прим. ред.), а вот как дальше его жизнь будет складываться, это будут решать граждане Приморья. Какое решение они примут, так дальше и будет Олег Николаевич жить», — сказал он журналистам.
Алексей Мартынов, политолог, директор Института новейших государств:
«Олег Кожемяко приехал вчера в Москву на плановый доклад по Сахалину в качестве губернатора Сахалинской области и на встрече с президентом РФ попросил разрешения баллотироваться на выборах в родном для себя Приморье. Владимир Путин поддержал эту идею. Я считаю, что это блестящее кадровое решение.
Для Приморского края это очень хороший шанс, потому что Кожемяко — местный, его карьера начиналась и развивалась там, его знают в крае. Несмотря на то, что он работал в разных частях Дальнего Востока: был вице-губернатором Корякии до укрупнения Камчатского края, возглавлял Амурскую область, затем — Сахалинскую, в Приморье он сохранил за собой статус регионального элитария и занимает там очень серьезные позиции. Все знают, на что он способен, чего стоит его слово. Он никогда не утрачивал связей со своей малой родиной, ему не нужно будет долго вникать в дела, он понимает, что и как надо делать. А самое главное, он умеет это делать. Я напомню, что Амурская область после тяжелейшего наводнения была практически заново отстроена под руководством Кожемяко, на Сахалин глава государства призвал его разгребать гнилые коррупционные завалы, которые там после себя оставил прежний губернатор Хорошавин. А сегодня Сахалинская область — это динамично развивающийся регион с хорошими показателями.
Все это характеризует Олега Кожемяко как человека деятельного и перспективного. И наверняка, принимая решение идти на выборы в Приморье, он понимал, что рискует всем. Потому что в случае проигрыша он уже не вернется на Сахалин в губернаторское кресло, а скорее всего на его успешной политической карьере будет поставлена жирная точка. Тем не менее, он идет на это. Думаю, что в сложившейся в Приморском крае кризисной и даже опасной ситуации он не мог поступить иначе. При этом все понимают, что это будут за выборы и какое к ним будет внимание со стороны правоохранительных органов, Центризбиркома, наблюдателей. Это будут образцово-показательные, абсолютно прозрачные выборы, в которых возможна только суперчестная борьба. И я уверен, что Кожемяко победит уже в первом туре, независимо от того, кто станет его оппонентом, потому что у него есть самое главное — поддержка земляков. Для Приморья это будет лучшим решением, потому что Олег Кожемяко — как раз тот человек, который в состоянии реализовать весь потенциал этого перспективного региона, особенно сейчас, когда центр тяжести мировой политики плавно переходит туда, в тихоокеанскую Азию».