Законопроект о частичной декриминализации статьи 282 УК РФ, который сегодня внес на рассмотрение Госдумы Владимир Путин, призван «исправить проявления маразма», заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Это инициатива президента, вы знаете, что он сказал, что все должно укладываться в здравый смысл и не доходить до маразма», — сказал Песков.
В настоящее время за нарушение статьи 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» помимо штрафа и принудительных работ грозит лишение свободы на срок от двух до пяти лет. Однако по статистике Генпрокуратуры РФ, большинство уголовных дел об экстремизме в России заводят за публикации в интернете. В прошлом году из всего массива дел по этой статье 75% касались именно Сети.
На просьбу пояснить, чем вызвано решение внести новый пакет поправок, пресс-секретарь пояснил: «Закон был составлен таким образом, что зачастую граждане это делали без какого-то злого умысла и сами не отдавали себе в этом отчет». Песков отметил, что применение закона показало несовершенство его формулировки и необходимость внесения корректив, что «и было сделано».
«Анализ правоприменительной практики показывает, что не во всех случаях привлечение к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные частью первой статьи 282 УК РФ, является обоснованным», — говорится в сопроводительных документах к новым поправкам.
Согласно им, если правонарушение совершено в первый раз и не представляет серьезной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства, то за него полагается не уголовная, а административная ответственность. Повторное нарушение закона в течение того же года повлечет за собой уголовное наказание.
Виолетта Волкова, адвокат:
«Я считаю, что эту статью необходимо корректировать и убирать абсурдные случаи из практики. Сегодня идет корректировка многих уголовных и административных статей, просто пришло время и для нее.
К чему это приведет, мы сейчас сказать не можем. Посмотрим, как суды поймут нововведения законодателей. Кто-то дает положительные прогнозы, кто-то — отрицательные. Результат мы увидим, когда накопится достаточная правоприменительная практика, то есть примерно через два-три года.
Правоприменители, те, кто привлекает людей к уголовной ответственности, как мне кажется, при рассмотрении дел по 282-й статье включают субъективный фактор. Законодатель корректирует такие статьи, чтобы все сводилось к простому и четкому пониманию закона. То, что сейчас происходит, — правильно».