16 ноября 2018 - 13:47

Токио не будет размещать американские военные базы на островах Шикотан и Хабомаи, если Россия передаст их Японии. Об этом заявил японский премьер-министр Синдзо Абэ на встрече с президентом Владимиром Путиным в Сингапуре 14 ноября, пишет газета «Асахи» со ссылкой на источники в канцелярии главы кабинета министров Японии.

На переговорах лидеры государств договорились продолжить обсуждение территориального вопроса на основе совместной Советско-японской декларации 1956 года. Это единственный документ, касающийся территориальной проблемы, который признан обеими странам. В нем, в частности, говорится, что после заключения мирного договора Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии. 

Курильские острова и Южный Сахалин вернулись СССР по итогам Второй мировой войны. Это закреплено в различных международных документах. 

Граница между странами вернулась к состоянию 1778 года.

В 1956 году была подписана Советско-японская декларация, по которой СССР в качестве жеста доброй воли готов был передать соседней стране Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора. При этом в документе не указано, под чьим суверенитетом будут находиться в этом случае острова. По всей видимости, предполагалось передать их Токио в долгосрочную аренду для хозяйственного пользования. 

В 2004 году глава МИД РФ Сергей Лавров подтвердил, что Россия как правопреемник Советского Союза признает декларацию 1956 года и готова ей следовать. Однако Токио отказывался обсуждать передачу лишь двух островов, заявляя, что все они исконная часть японского государства.

Нынешняя договоренность между Владимиром Путиным и Синдзо Абэ стала большой уступкой со стороны Японии. 

При этом между Токио и Вашингтоном есть договор о том, что США могут размещать свои военные базы на всей японской территории. Тем не менее, как пишет газета «Асахи», высокопоставленные чиновники в МИД Японии заявили, что базы США не могут быть размещены без согласия Токио. В связи с этим власти страны начинают переговорный процесс с американцами на эту тему.

Олег Казаков, старший научный сотрудник Центра японских исследований:

«Проблема подписания мирного договора и ранее озвучивалась на уровне президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Токио предполагает, что после заключения мирного договора или в процессе его подписания Москва передаст ей так называемые северные территории (Южно-Курильские острова). 

Очевидно, что национальные интересы двух стран в данном случае не совпадают. Российская сторона не хочет в принципе передавать Японии никаких островов, однако поддерживать добрососедские отношения необходимо. 

По итогам переговоров в Сингапуре ничего нового в российско-японских отношениях я не вижу. Еще 25 марта 2001 года в Иркутске была подписана декларация между Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Есиро Мори, в которой сказано, что декларация 1956 года является базовым юридическим документом между двумя странами. 

При этом японская сторона продолжала выдвигать неприемлемые требования к России и претендовала на все острова. 

Но если исходить из настоящего момента, насколько мы понимаем, Синдзо Абэ поставил перед собой историческую цель: подписать с Владимиром Путиным мирный договор. Реплика японского премьера о демилитаризации островов, которые Москва может передать Токио, в русле этого плана. 

Владимир Путин уже говорил, что Япония может размесить на Курилах военные базы США, если острова отойдут ей. Это явно угрожает национальной безопасности РФ. Теперь Абэ сказал, что этого не будет. В принципе, при заключении договора, может быть пункт о том, что передаваемые территории будут демилитаризованы. Но, возвращаясь к нашим реалиям, напомню, что Россия не собирается передавать Японии никаких островов.

Нужно обратить внимание, что военных баз США сегодня на севере Японии, на Хоккайдо, нет. Они все "спустились" вниз, на юг. Поэтому с высокой степенью вероятности можно утверждать, что, если договор с обязательством японской стороны не строить военных баз на островах будет подписан, он будет выполняться. Но что нас ждет в будущем, никто не знает».