03 декабря 2018 - 19:25

Телеведущий «Первого канала» Владимир Познер на днях призвал заместителя руководителя ВГТРК Сергея Брилева отказаться либо от британского подданства, либо от российского гражданства. Об этом гражданин США, Франции и РФ заявил в интервью главреду журнала The New Times, без пяти секунд американской гражданке Евгении Альбац. Либералы все никак не отойдут от «сенсационного расследования» Навального, в котором сообщалось, что бывший собкор российского телеканала в Лондоне, работая 18 лет назад в Великобритании, получил паспорт этой страны. 

«Я бы на месте Брилева сдал свое британское гражданство. Или российское. Зависит от позиции. Потому что примирить и то и другое довольно сложно», — заявил Познер. Сам же ведущий «Первого канала», напомню, вот уже долгие годы «примиряет» в себе сразу три гражданства. Очевидно, «позиция» Познера может меняться в зависимости от обстоятельств. Ведь только этим можно объяснить, что свои паспорта он сдавать не намерен. К этим документам вполне можно прибавить и партийный билет КПСС, который журналист получил в 1967-м. Через три года после этого начнется стремительная карьера коммуниста Познера на Гостелерадио СССР, откуда его уволят в 1991 году после того, как он публично и, что самое главное, очень своевременно выразит поддержку Борису Ельцину.

Широкую известность у советских телезрителей Познер получил в качестве ведущего телемостов СССР — США. В ходе трансляций он говорил о достоинствах социалистической системы, упрекал американцев в стереотипности мышления и плохом знании реального положения дел в СССР. 

«Можем ли мы надеяться, что время от времени в США будет появляться объективная (ну, насколько вы можете) информация и положительная информация о Советском Союзе?» — спрашивал Владимир Познер у своих американских коллег.

Познер также иронизировал на тему того, что в США не разбираются в советской проблематике. Так, он предполагал, что для американцев не существует никакой разницы между Азербайджаном, Грузией и Арменией. 

Особенно советского телеведущего задевали встречные вопросы заокеанских собеседников о правах человека в СССР.

«У нас разные представления о том, что есть "право человека"», — заявлял Познер в ходе одного из телемостов. «Мы считаем, что просто право нормально работать, нормально учиться и нормально иметь, где жить, и нормально доживать старость — это очень важное право», — продолжал журналист, намекая при этом, что далеко не все граждане США обладают этим правом в своей стране. Рассуждая о демократизации, начавшейся в СССР с приходом к власти Горбачева, Познер подчеркивал, что «гласность была заложена как принцип советской печати еще в 1917 году». Порой в дискуссиях с американцами телеведущий своим видом и интонациями показывал свою раздражительность по поводу того, что в США распространено ошибочное и предвзятое представление об СССР.

В 1991 году распался Советский Союз, и Познер уже стал петь осанны новой демократической власти. В дни августовского путча, ставшего прологом к развалу страны, журналист заявлял, что «теперь можно ожидать настоящего движения вперед». «И люди будут по-другому работать, и теперь появится вера. Я даже думаю, что кое-кто теперь будет возвращаться», — говорил Познер. Сам же потом признается, что уехал бы из России, если бы здесь у него не было высокооплачиваемой работы. К слову, в 90-е он совмещал пост президента Академии российского телевидения с профессиональной деятельностью на американских телеканалах. В 2000-е Познер одновременно работал в качестве телеведущего на «Первом канале» и на «Дожде». 

«У меня такое положение тут (в России — прим. ред.), которого не будет ни во Франции, ни в Америке. Это совершенно очевидно. Поэтому, если я не смогу больше работать, если мне не дадут работать, то не исключено, что я уеду», — говорил Познер в недавнем интервью украинскому телеканалу УНИАН.

Три паспорта разных государств отнюдь не делают Владимира Познера гражданином мира. Тройное гражданство с учетом некоторых эпизодов его карьеры и высказываний, сделанных в разные годы, указывает не столько на его космополитизм, сколько на его приспособленчество.