Во Франции не стихают протесты «желтых жилетов». Участники манифестаций предъявили властям страны список из 25 требований. В частности, они настаивают на том, чтобы Франция немедленно вышла из НАТО и Евросоюза, прекратила колониальную политику в африканских и других странах, не вмешивалась в дела других государств.
Также «желтые жилеты» настаивают на запрете налогов, превышающих 25% состояния гражданина, на реформе налогообложения в целом. Одно из основных требований протестующих — повысить минимальную зарплату, пенсии и прожиточный минимум на 40%. Аэропорты, железные дороги, автобаны, парковки должны быть национализированы.
По мнению манифестантов, необходимо создавать новые рабочие места в образовательных учреждениях и в здравоохранении, в органах правопорядка и в транспортной сфере — во всем, что связано с обеспечением функционирования государства для людей. Французы требуют доступного жилья, снижения стоимости аренды и ипотеки. Они предлагают строго карать чиновников, по чьей вине в стране много бездомных.
Протестующие требуют реформировать финансовую структуру страны, разрушить монополии, запретить спасать неликвидные банки за счет денег налогоплательщиков.
Конституция, по мнению «желтых жилетов», должна быть переписана в интересах людей, должны быть узаконены референдумы по народной инициативе. Должно быть запрещено лоббирование.
Манифестанты считают, что радары и видеокамеры нужно убрать с дорог, так как они не сокращают количество ДТП, а являются средством получения «завуалированного налога» государством.
Протестующие требуют запретить ГМО и пестициды в сельском хозяйстве, активнее развивать французскую промышленность, чтобы отказаться от импорта.
Акции «желтых жилетов» начались в середине ноября, после того как правительство решило в 2019 году поднять налог на бензин и дизель. Тогда власти объяснили это стремлением бороться за экологию. Французы не поверили этим заявлениям и настаивают, что повышение цен на топливо приведет к росту цен во всех остальных сферах.
Всего в протестах принимают участие около полумиллиона человек. По данным на 9 декабря, было задержано около двух тысяч демонстрантов, более ста человек пострадали. Полиция применяет дубинки, слезоточивый газ, водометы.
Президент страны Эммануэль Макрон 5 декабря сообщил, что повышение налога будет отменено, однако это протестующих не успокоило. И власти страны не исключают, что виновата в этом Россия. Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан рассказал, что Генеральный секретариат по обороне и нацбезопасности начал расследование о причастности Москвы к организации акций «желтых жилетов».
В воскресенье Служба безопасности Украины также заявила, что среди протестующих есть «поддерживаемые Россией радикалы». В подтверждение этого украинские силовики опубликовали фото двух людей с флагом ДНР в руках. При этом в Интернете есть фото людей с украинскими флагами, протестующими на улицах Парижа.
Никита Данюк, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:
«Обвинения в адрес России в организации протестов во Франции абсолютно голословные и являются частью антироссийской информационной кампании, согласно которой ответственность за любые внутренние проблемы и кризисы принято возлагать на плечи Кремля. Естественно, Россия не имеет никакого отношения к событиям в Париже. Нынешние протесты показывают, что той благополучной Европы, образ которой пытаются выстраивать у нас некоторые политические силы, на самом деле давно не существует. Евросоюз раздирают глубинные системные проблемы, и Франция — наглядный пример этого тезиса.
Безусловно, там используются технологии "цветных революций", конфликтной мобилизации. При этом мы понимаем, что помимо внешних факторов, которые оказывают сильное влияние на протесты, огромное значение имеют внутренние социально-экономические причины.
"Желтые жилеты" — протест стихийный, массовый, у него нет управленческой основы. Требования, которые были выдвинуты, в большей степени оправданы, однако носят популистский характер. Естественно, французские власти никогда эти условия не выполнят. Безусловно, сейчас появятся политические силы, которые оседлают протест. Технологии "цветных революций" в этом и заключаются — конвертировать обоснованные социально-экономические претензии людей в политические ультиматумы: требовать отставки правительства, президента, целого ряда реформ, которые нереально провести.
Эммануэль Макрон — недавно избранный президент, его партия имеет большинство в парламенте, при этом оказывается, что у него фактически нет поддержки среди населения. Вероятно, у него сейчас один из самых низких рейтингов за всю историю современной Франции. Поэтому здесь требования — скорее пиар-ход, политтехнологический шаг, призванный прощупать почву, как будет реагировать правительство на протесты и на что оно готово пойти, чтобы стабилизировать ситуацию в стране».
Александр Домрин, доктор юридических наук, профессор ВШЭ:
«Во Франции складывается очень интересная и неоднозначная ситуация. Наши украинские "партнеры" уже обвинили Москву в провоцировании этих волнений. С моей точки зрения, Европа до этих событий представляла собой смесь музея и кладбища. А потом, когда туда начали пребывать орды из Северной Африки и с Ближнего Востока, это сочетание дополнилось элементами зоопарка.
В протестах "желтых жилетов" есть элементы "оранжевой революции", которые описывались в книгах специалиста в этой сфере Джина Шарпа. Однако для меня оказалось сюрпризом, что в Европе все еще есть живые силы — проплаченные или непроплаченные, — которые ставят вопросы перед своими правительствами. Мне это импонирует».