15 января 2019 - 09:30

Угрозы со стороны посла США в ФРГ применить санкции против немецких компаний, которые готовы участвовать в «Северном потоке — 2», — не что иное, как провокация. Об этом заявил заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк в комментарии для «Антимайдана».

Ранее в СМИ появилась информация о том, что посол Ричард Гренелл разослал письма в несколько немецких компаний и намекнул на возможность введения против них санкций со стороны Соединенных Штатов из-за поддержки строительства газопровода. Представитель посла пояснил, что это следует воспринимать не как угрозу, а как «ясное выражение политики США».

По мнению Данюка, причина недовольства американцев очевидна: с одной стороны, они сами хотят прийти на европейский рынок со своим сжиженным природным газом, а с другой — видят в ЕС конкурента, экономическая мощь которого стране невыгодна.

«Мы прекрасно понимаем, что Евросоюз и, в частности, Германия не обладают стопроцентным политическим суверенитетом, — отметил Данюк. — В течение долгого времени эти страны играли роль младшего партнера, который очень часто реализует шаги в геополитике или геоэкономике только при одобрении своих старших патронов за океаном. В этом плане американцы, видимо, привыкли, что Германия не имеет своего жесткого и четкого мнения, своей позиции. Поэтому они оказывают психологическое и информационное давление на представителей крупного бизнеса, пугая их санкциями».

Соединенные Штаты действительно создали нормативно-правовую базу с помощью тех санкционных законов, которые были приняты в отношении Кремля, пояснил эксперт. Благодаря ей под ограничительно-карательные меры могут попасть не только российские компании, которые участвуют в энергетических проектах, но и иностранные партнеры РФ в самых разных сферах — в области логистики, строительства, безопасности. Однако принцип экстерриториальности, который был заложен в этот пакет, пока еще ни разу не был применен.

«Теоретически американцы действительно могут применить ограничения экономического характера против третьих сторон. Но по факту для Германии такое давление непривычно, поскольку страна неоднократно заявляла, что "Северный поток — 2" — в первую очередь проект коммерческий. Он поможет обеспечить энергетическую безопасность как ФРГ, так и всей Европе, особенно с учетом того, что газотранспортная система Украины сейчас нуждается в модернизации, к тому же эта страна — крайне ненадежный поставщик», — отметил политолог.

Он напомнил, что к 2030 году Европа будет нуждаться в дополнительных объемах природного газа, которые не смогут покрыть даже российские мощности «Северного потока — 2» и «Турецкого потока». В условиях роста энергопотребления ФРГ, безусловно, заинтересована в том, чтобы развивать с нашим государством энергетическую кооперацию.

«На мой взгляд, для Германии это очередная проверка, которая либо может доказать, что у страны отсутствует суверенитет и что она полностью лишена права голоса даже в тех сферах, которые жизненно важны для самого немецкого государства. Либо же немцы смогут продемонстрировать свою самостоятельность, и проект, несмотря на попытки остановить его реализацию, будет успешно завершен, — считает Данюк. — Мне кажется, второй вариант намного более вероятен. Несмотря на давление, которое оказывается на канцлера Германии и немецкий бизнес, все понимают, что для ФРГ крайне важно реализовать проект "Северный поток — 2". Он превратит Германию не только в главного импортера российского газа, но и позволит ей самой стать в некотором смысле энергетическим хабом, который сможет перераспределять газовые потоки в Европе в случае необходимости».