16 января 2019 - 17:28

Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел сегодня традиционную большую пресс-конференцию. Руководитель МИД РФ подвел итоги 2018 года и прокомментировал актуальные вопросы внешней политики страны. Основными темами общения с журналистами стали отношения Москвы с Вашингтоном и Брюсселем, сирийское урегулирование, ситуация на Украине, а также проблема мирного договора между Россией и Японией.

Редакция портала «Антимайдан» собрала основные тезисы из выступления главы российской дипломатии. 

Об отношениях с Западом

Сергей Лавров призвал западных партнеров выстраивать международное сотрудничество на основе равноправия. По его словам, непозволительно обращаться с Россией как со страной, которая всем все должна.

«Обращаться с Российской Федерацией как со страной, которой никто ничего не должен, но которая всем все должна, как мы порой наблюдали в поведении некоторых наших западных коллег, конечно же, непозволительно», — заявил министр в ходе своей пресс-конференции.

Подводя геополитические итоги 2018 года, глава российского МИДа отметил, что Вашингтон продолжает навязывать свою волю международному сообществу силовыми методами. «Обстановка в мире оставалась сложной. В прошлом году нарастал конфликтный потенциал, в первую очередь из-за упрямого нежелания некоторых стран Запада во главе с США принять реальности формирующегося многополярного мира и из-за их стремления продолжать навязывать свою волю посредством силовых, экономических, пропагандистских рычагов», — указал дипломат. По словам Лаврова, действия Соединенных Штатов порой были направлены «на слом важнейших международно-правовых инструментов обеспечения стратегической стабильности». В качестве свежего примера он привел консультации в Женеве между представителями США и РФ по проблемам, возникшим в связи с Договором о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД).

США не захотели услышать доводы России по ДРСМД, подчеркнул Лавров.

«Американская делегация приехала на переговоры в Женеву с «заготовленной позицией, которая заключалась в ультиматуме и состояла в требовании к нам под американским надзором уничтожить эту ракету, ее пусковые установки и все связанное с ней оборудование», — пояснил он.

«Надеюсь, что те европейские страны, которые в этом заинтересованы, может быть, больше, чем кто-либо другой, также приложат усилия, чтобы не плестись в хвосте американской позиции», — резюмировал Лавров.

По словам главы МИДа, Москва заинтересована в продлении договора о стратегических наступательных вооружениях. Сергей Лавров выразил надежду, что «профессионализм и ответственность перед международным сообществом, все-таки пробьет себе дорогу в подходах Вашингтона к диалогу по стратегической стабильности». 

Россия хочет восстановления отношений с США и Евросоюзом, но всегда будет должным образом реагировать на повышенную военную активность НАТО и приближение военной инфраструктуры альянса к российским границам, пояснил министр иностранных дел РФ. 

О ситуации в Сирии

В Сирии необходимо довести до конца борьбу с терроризмом, особенно в идлибской зоне деэскалации, считает Сергей Лавров. Он также отметил, что боевики продолжают предпринимать попытки атаковать базу «Хмеймим». 

«Сирийское урегулирование продвигается, конечно, медленнее, чем хотелось бы, с проблемами, которые на каком-то этапе было трудно предвидеть. Но, тем не менее, прогресс налицо. Мы убеждены в том, что надо довести до конца борьбу с терроризмом. Сейчас главный очаг терроризма — это идлибская зона, где подмяла под себя практически всех боевиков "Джебхат ан-Нусра" (организация запрещена в РФ)», — сказал Лавров.

По словам министра иностранных дел, Россия поддерживает ведущиеся сейчас контакты между курдами и сирийскими властями. В Москве также считают, что вооружение, территории и военные объекты, которые принадлежат США в Сирии, после ухода американских войск должны быть переданы под контроль сирийского правительства «при понимании, что курдам в местах их традиционного проживания должны быть обеспечены все необходимые условия». 

О ситуации на Украине

Россия надеется, что Германия и Франция добьются от Киева начала прямых переговоров с властями ДНР и ЛНР, заявил глава МИД РФ. При этом, отметил Сергей Лавров, «абсолютно нереалистично» делать вид, что единственный способ решения кризиса — идти на поводу у нынешней киевской власти и заставить Донбасс сдаться. 

«Лучше все-таки, чтобы германские и французские наши коллеги, которые подписывали в "нормандском формате" поддержку Минских договоренностей, да и все остальные члены международного сообщества, включая США, все-таки добились начала прямого диалога, прямых переговоров по выполнению минского Комплекса мер», — уверен российский министр.

В ходе общения с журналистами Сергей Лавров также ответил на вопрос о том, какие действия украинских политиков можно назвать адекватными. 

«Критерии адекватности, собственно говоря, — уважение своих собственных обязательств, уважение своей собственной Конституции, своих собственных законов», — перечислил российский министр. Он напомнил, что антиконституционным был сам госпереворот в Киеве в 2014 году, когда к власти на Украине пришли националисты, начавшие в открытую требовать уничтожения русских в Крыму или их изгнания.

Сергей Лавров также подчеркнул, что Конституцию Украины и международные обязательства Киева напрямую нарушают украинский закон об образовании и проект закона о статусе украинского языка как государственного. Глава МИД РФ считает, что соблюдение обязательств — «это вещь, которая подтверждает договороспособность людей».

Комментируя ситуацию с редактором агентства «РИА Новости Украина» Кириллом Вышинским, содержащимся под арестом в СИЗО Херсона, Сергей Лавров заявил, что в Москве выступают против того, чтобы делать журналистов заложниками политики Киева. «Заверяю вас, что мы будем делать все, чтобы восторжествовало право и чтобы журналист был освобожден и вернулся к своим профессиональным обязанностям», — сказал министр. «Что же касается идеи обмена, которую, может быть, кто-то воспринимает как интересную, то я не думаю, что она будет способствовать тому, чтобы украинские власти вернулись к строгому соблюдению своих обязательств по отношению к деятельности журналистов. Подобные идеи могут только подогревать желание тех, кто готов использовать журналистов как разменную монету в своих неблаговидных целях», — добавил Лавров.

Об отношениях с Японией

Глава министерства иностранных дел напомнил, что требования передать Японии южные Курильские острова противоречат обязательствам Токио по Уставу Организации Объединенных Наций. Одна из статей этого документа гласит, что итоги Второй мировой войны не подлежат пересмотру.

«Признание итогов Второй мировой войны не ультиматум и не предварительные условия. Это неизбежный и неотъемлемый фактор современной международной системы. Япония, став членом Организации Объединенных Наций, подписала и ратифицировала Устав ООН, в котором есть статья 107, гласящая, что все результаты Второй мировой войны незыблемы. Поэтому мы ничего не требуем, просто призываем привести практические действия наших японских соседей в соответствие с их обязательствами по Уставу ООН, по Сан-Францисской декларации и по целому ряду других документов», — заявил Лавров. Глава российской дипломатии также обратил внимание на то, что Япония остается единственной страной в мире, которая «не может признать итоги Второй мировой войны в полном объеме».

По его мнению, России и Японии еще далеко до партнерства в международных делах. 

«Буквально перед визитом Таро Коно в РФ он был в Париже, где была встреча министров обороны и иностранных дел Франции и Японии. По итогам встречи была принята декларация. Если вы ее почитаете, то вы поймете, что нам еще очень далеко не только до партнерства в международных делах, а далеко даже до понимания необходимости искать конструктивные подходы», — отметил глава российского внешнеполитического ведомства.

Сергей Лавров напомнил, что Япония присоединилась к целому ряду санкций, которые были введены в отношении России. «Едва ли это вписывается в понимание формирования качественно нового уровня отношений. Япония присоединяется к заявлениям антироссийским, которые принимает "Группа семи". Япония по всем резолюциям, по которым голосуют и которые интересуют РФ в ООН, голосует не с нами, а против нас», — подчеркнул министр иностранных дел.