Прошло два года, как Дональд Трамп официально вступил в должность президента США. Бизнесмен-республиканец, обещавший сделать Америку снова великой, зарекомендовал себя непредсказуемым и эксцентричным политиком. Про огромное самомнение миллиардера-шоумена было известно еще задолго до его участия и победы на выборах в 2016 году. Во многом этим личностным качеством, часто преобладающим над остальными, и обусловлено поведение Трампа в тех или иных обстоятельствах.
Внутренняя политика
Половина президентского срока Трампа прошла в атмосфере непрекращающихся нападок на него со стороны американской элиты и оппозиционеров-демократов. Таким злословием в прессе и насмешками в телеэфире не удостаивали даже Джорджа Буша-младшего. Тема расследования «российского вмешательства» в выборы, на которых Трамп одержал победу, за два года из американской внутренней повестки никуда не исчезла. В некоторых СМИ она все так же превалирует над обсуждением значимых местных социально-экономических и международных проблем, решить которые обещал 45-й президент США в ходе своей избирательной кампании.
Благодаря тому, что первые два президентских года обе палаты конгресса контролировали республиканцы, Трампу удалось добиться от парламента резкого снижения налога на прибыль. В стране улучшился бизнес-климат. В 2018 году рост экономики составил порядка 4%. Уровень безработицы достиг минимальных показателей за последние 15 лет. На фоне нововведений многие американские компании уже подняли зарплаты и провели поощрительные выплаты своим сотрудникам. Выход из Парижского соглашения по климату в краткосрочной перспективе положительно скажется на работе американских энергетических корпораций.
Однако, добившись успехов в экономике, Трамп в конце 2018 года прямо повлиял на резкий биржевой спад, организовав бюджетный кризис из-за разногласий с конгрессменами по вопросу строительства стены на границе с Мексикой. Конгресс отказался выделять на этот проект 5,7 млрд долларов . В ответ Трамп отказался подписывать новый бюджет. В минувшую пятницу более 800 тысяч госслужащих не получили зарплату из-за приостановки работы правительства. Накануне представители Демократической партии отвергли предложения Трампа по прекращению так называемого Shutdown (временное закрытие федеральных правительственных учреждений).
В ходе своей предвыборной кампании Трамп обещал ужесточить миграционную политику и предоставить приоритетное право на получение работы американцам, а не выходцам из других стран. После вступления в должность в январе 2017 года он подписал указ о введении 90-дневного запрета на въезд в США для граждан семи стран с преимущественно мусульманским населением: Ирана, Ирака, Йемена, Ливии, Сирии, Сомали и Судана. Несколько федеральных судов в США после этого приняли решение заблокировать указ. В сентябре того же года Трамп подписал другое постановление, предусматривающее уже бессрочный запрет. В новый список были добавлены Венесуэла, КНДР и Чад, но был исключен Судан. Документ также пытались заблокировать, но суд в итоге постановил, что американские власти могут запрещать въезд на территорию страны гражданам шести государств с преимущественно мусульманским населением (Ирана, Йемена, Ливии, Сирии, Сомали и Чада), если у них нет семейных связей в США.
Миграционная политика Трампа неоднократно критиковалась не только его политическими оппонентами, но и международными правозащитными организациями. Так, по оценкам Human Rights Watch, в последние два года «США продолжают регрессировать в соблюдении прав человека в стране и за рубежом».
Внешняя политика
Внешняя политика Трампа, как и внутренняя, проходит под теми же предвыборными популистскими девизами о величии Америки. Всем своим поведением на международных саммитах и форумах он пытается демонстрировать свое превосходство, в особенности над европейскими партнерами. Вместе с тем он не выходит за рамки протокола на встречах с лидерами России, Китая и КНДР.
Импульсивность Трампа не могла не сказаться и на внешнем уровне, ярко проявляясь в ходе его шагов на Ближнем Востоке. В декабре 2017 года решение президента США признать Иерусалим столицей Израиля спровоцировало в городе серию кровопролитных конфликтов. Приказ о бомбардировке сирийской авиабазы в апреле Трамп, возможно, также отдал, руководствуясь не военно-тактическими соображениями, а желанием показать свою решительность.
К главным своим внешнеполитическим достижениям Трамп может отнести активное участие в процессе северокорейского урегулирования. Пхеньян пока что прекратил испытания своего ядерного оружия, а в Вашингтоне пообещали снизить активность у побережья Корейского полуострова. На конец февраля запланирована уже вторая встреча Трампа с Ким Чен Ыном.
В конце декабря 2018 года Трамп заявил «о победе США над "Исламским государством"» (организация запрещена в РФ). С присущим ему позерством он заявил, что американские солдаты выполнили поставленные задачи, а потому всех их нужно вернуть домой. Это неожиданное решение вызвало волну публичной критики как военных, так и гражданских чиновников. Министр обороны США Джеймс Мэттис и вовсе подал в отставку, предложив Трампу найти на эту должность человека с более близкими ему взглядами.
Одним из главных обещаний Трампа, выполнения которых ждали и в РФ, было намерение наладить взаимодействие с Москвой. Однако сейчас отношения двух ядерных держав напоминают времена холодной войны. Ужесточение антироссийских санкций, продолжающееся расследование спецпрокурора Мюллера о вмешательстве в выборы и удержание граждан РФ в американских тюрьмах усугубляют и без того сложную ситуацию.
Сдерживание России по-прежнему остается одним из приоритетных направлений американской международной повестки. При Трампе в решении глобальных вопросов чрезвычайно возрос фактор внутренней политики. Русофобская истерия, нагнетаемая в США, не просто не способствуют нормализации отношений, но и препятствует даже началу конструктивного диалога. Более того, при Трампе, по сути, началась ликвидация всей международной системы стратегической стабильности. Вашингтон объявил о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), бездоказательно обвинив Москву в его невыполнении. Нынешний американский лидер также заявлял, что и договор СНВ-3 о стратегических ракетах больше невыгоден для США. Ис