Российские внесистемные оппозиционеры каждый год с нетерпением ждут одну дату — 27 февраля, годовщину убийства Бориса Немцова. Нет, в преддверии этого дня они не несут цветы к его могиле на Троекуровском кладбище. Они не обзванивают родных политика, выражая соболезнования. У них есть повод заявить о себе, пройдясь по центральным улицам столицы России. Показать, что, мол, остался еще порох в пороховницах со времен Болотной.
Сегодня в Москве состоялась очередная акция оппозиции, которую официально принято называть маршем памяти Бориса Немцова. В реальности мы вновь наблюдали променад людей, которые декларируют свои русофобские, антиправительственные, антиклерикальные и какие еще угодно взгляды, прикрывая их черно-белыми портретами убитого четыре года назад оппозиционера. Все почти то же самое, что и на шествиях в память Маркелова и Бабуровой. Те январские шествия все больше становятся похожими на демонстрации ЛГБТ-активистов.
Один день в году гибель бывшего соратника становится единственным фактором, хоть как-то объединяющим враждующих друг с другом оппозиционеров. На траурной акции они вместе весело скандируют «Россия будет свободной!» и «Долой власть чекистов!». В руках у них, помимо портретов Немцова (которые по завершении митинга обнаруживают в помойках столичные дворники), плакаты с лозунгами киевского «евромайдана» в стиле «Герои не умирают». Украинская тематика, она в принципе неотъемлемая часть «скорби по Немцову». В 2016 году скорбящие требовали освободить Надежду Савченко. В последующие годы — Олега Сенцова. А сейчас, помимо режиссера-террориста, героями оппозиционных поминок стали украинские моряки, участвовавшие в недавней провокации Киева в Керченском проливе.
Помимо прочего на сегодняшней акции просили освободить и Анастасию Шевченко. Марш памяти местами походил на недавнее шествие разгневанных матерей.
Что же касается настроения марширующих в траурной процессии, то оно, как и на прошлых таких же мероприятиях, было весьма приподнято. Михаил Касьянов, Дмитрий Гудков, Владимир Рыжков, братья Навальные со своими приближенными и другие «лидеры мнений» не скрывали своих улыбок. Член «Солидарности» и по совместительству глава Красносельского района Москвы Илья Яшин с мегафоном горделиво вышагивал перед поминальной колонной.
Компанию им составляли завсегдатаи любых протестных тусовок и городские сумасшедшие, сознание которых особенно будоражит участие в подобных шумных акциях.
И в заключении — о масштабах «траура». Оппозиционеры, как обычно, попытались его завысить, заявляя о 10 тысячах человек. Однако, по официальным данным, численность памятного марша не превысила и 6 тысяч.